Рассказываем о видах спорта, которые вошли в программу II Европейских игр: велоспорт

Жажда скорости

Расхожая фраза «просто, как велосипед» теряет весь свой лоск и смысл, когда речь заходит о виде спорта, в котором этот железный конь является главным героем и действующим лицом. Более того, велоспорт имеет статус самой, пожалуй, разнообразной дисциплины II Европейских игр. В нем под единой вывеской заключены два определяющих, но совершенно разных вида — шоссейные и трековые гонки. А трековые, в свою очередь, как матрешка, делятся и множатся еще на несколько подвидов — кейрин, гит, скрэтч, омниум и другие. Разобраться во всем этом многообразии совсем непросто, но мы попробуем.

Гонки на шоссе — самый популярный вид велоспорта.
Фото Виталия Пивоварчика

Пойдем от простого к сложному и начнем с шоссе. Если ориентироваться на мировой рейтинг, то нет ничего более популярного на планете велоспорта, чем шоссейные супермногодневки. Самая известная и престижная, проводимая уже более ста лет, — «Тур де Франс», или, как ее еще называют, «Большая петля». Среди сонмища других этапов мирового тура особняком стоят еще две многодневки: «Джиро д’Италия» и испанская «Вуэльта» (все вместе они составляют так называемый Гранд-тур). Победить хотя бы на одном из этапов этих супергонок считается верхом спортивного совершенства. Хрустальной мечтой, которую каждый шоссейник холит и лелеет, видит в сладких снах. А уж стать обладателем главного приза — это все равно что Бога за бороду ухватить. Наши главные звезды суверенных времен в шоссе — это Василий Кириенко (трижды выигрывал этапы «Джиро» и один раз «Вуэльты») и Константин Сивцов, один раз победивший на этапе «Джиро». Также несколько сезонов в профессиональных командах провели Бронислав Самойлов и Александр Кучинский — за их плечами много километров Гранд-тура и устойчивая репутация надежных бойцов. Кириенко и Самойлов, кстати, до сих пор в строю.

Алена Омелюсик будет защищать в Минске звание чемпионки I Европейских игр. 
У девушек стоит отметить прежде всего Алену Омелюсик — нашу сильнейшую гонщицу прямо сейчас, на которую все мы очень рассчитываем на II Европейских играх. И Зинаиду Стагурскую, которая, увы, из-за нелепой случайности рано ушла из жизни. Чемпионка мира 2000 года, победительница «Тур де Франс» и «Джиро д’Италия», ей было 38 лет, когда, вернувшись на побывку домой (последние годы Стагурская жила в Италии), она попала в роковую передрягу. Трагедия случилась во время тренировки на трассе Витебск — Гомель. Гонщица попала под колеса автомобиля, водитель которого уснул. Джип выехал на встречную полосу, по которой двигалась велосипедистка. Сопровождавший Стагурскую тренер, ехавший на автомобиле сзади, успел вывернуть руль и оказался в кювете. Зинаиду, на которую обрушился страшной силы удар, спасти не удалось... 

В советские времена белорусская школа шоссейных гонок тоже не являлась пустым звуком — традиции имеются. Прежде всего это, естественно, Владимир Каминский — олимпийский чемпион Монреаля — 1976, чемпион мира — 1977. Следом олимпийских высот достиг Олег Логвин, отличившийся на Играх в ­Москве — 1980 — золото в командной гонке. Ну и, конечно, наш рассказ о гонках на шоссе будет не полным, если не затронуть тему тотального допинга. Использование запрещенных препаратов — настоящий бич этого вида спорта. Немало славных имен звезд велоспорта оказалось запятнано грязными историями, но это, как ни странно, не сделало шоссейные велогонки менее престижными и популярными. Чемпионы здесь по-прежнему почти небожители, а на предмет массового использования запрещенных препаратов специально придумали даже едкий фразеологизм: «Каким допингом ишака ни корми, быстрее лошади он не побежит». Меткая фраза, с которой можно полностью согласиться. Но она, однако, не решает проблему допинга как такового, которая в велоспорте и сегодня стоит очень остро. 

Ну а в треке наше всё — это Наталья Цилинская! Именно благодаря ей, 8-кратной чемпионке мира, бронзовому призеру Олимпиады в Афинах — 2004 в гите на 500 метров, велоспорт в Беларуси стал активно культивироваться и даже обзавелся собственным домом — шикарным треком на «Минск-Арене», равных которому в мире немного. За последние годы уровень белорусского велоспорта, как и его популярность после некоторого периода упадка и застоя, существенно подросли. Появились новые звездочки, в Беларуси постоянно проводятся крупные соревнования как на треке, так и на шоссе. Среди последних особо выделим веломногодневку на призы «Сельской газеты», которая получила большую массовость и всегда проходит в острой, бескомпромиссной борьбе. А II Европейские игры наверняка придадут нашему велоспорту новый толчок в развитии. Крути педали!

Крути педали — дадут медали!

Артем Зайцев, Евгений Королек, Роман Романов, Инна Савенко, Роман Тишков... Вам не знакомы эти имена? На каждом серьезном соревновании эти гонщики всегда в числе претендентов на высокие места. Они — воспитанники нового времени, выросшие на имени Натальи Цилинской и на дорожках построенного в Минске трека. 

Евгений Королек и Роман Тишков — новые звезды белорусского велоспорта.
Фото Юрия Мозолевского

С последнего чемпионата Европы, который в прошлом году прошел в Глазго, наша команда вернулась с одним серебром. Медаль оказалась на счету Инны Савенко — в гонке по очкам она уступила только итальянке Марии Конфалоньери. Так что делайте себе в памяти зарубку — Инна способна на большие свершения и в Минске. Савенко 24 года, она из Мозыря, где очень хорошая велосипедная школа, благо холмистый природный ландшафт позволяет развивать лучшие для велогонщиков качества — выносливость и умение терпеть. Савенко, пожалуй, одна из главных звезд женской трековой сборной страны. В национальной команде она уже давно и за это время собрала целую коллекцию побед и призовых мест на международных соревнованиях. В том числе и титул чемпионки Европы по «андерам» в командной гонке, а также бронзу элитного чемпионата Европы в этом виде в 2015 году. Кроме того, спортсменка неоднократно становилась призером молодежных чемпионатов Европы в гонке по очкам, омниуме и индивидуальной гонке преследования. На чемпионате Беларуси одерживала победы в омниуме, индивидуальном преследовании, командной гонке, брала медали в гонке по очкам и в скрэтче. В общем — универсал в полном смысле этого слова! И, кстати, Инна довольно успешно выступает и на шоссе, где также не раз попадала в призы национального первенства. 

Совмещает трек с шоссе и главная звезда мужской команды — ­Евгений Королек, которому 9 ­июня исполнится 23 года. Вот уж где спортивная фамилия! Напомним, что двоюродный брат Евгения, Артем Королек, — восходящая звезда мирового гандбола, лидер сборной Беларуси и польского клуба «Виве». Женя от родственника пытается не отставать, но идет, вернее, едет, своей дорогой. И делает это довольно успешно. 

С чемпионата мира по велотреку — 2018 он единственный, кто вернулся с медалью. Да не с простой, а с золотой! Корольку не оказалось равных в скрэтче, хотя и в других дисциплинах Женя чувствует себя как рыба в воде. Так, на Гран-при Москвы, который завершился буквально на днях, Королек победил в гонке по очкам и омниуме, а также стал серебряным призером в мэдисоне. И, кстати, именно наш гонщик стал в январе героем казуса, о котором говорил весь мир, когда грубейшая ошибка судей на этапе Кубка мира в Гонконге лишила его победы в скрэтче. Напомним, что в конце групповой гонки судьи возвестили гонщиков колоколом о том, что следующий круг будет последним. Первым в итоге стал белорус, который уже принялся праздновать победу, когда судьи поняли, что ошиблись в подсчете кругов, и отдали золотую медаль гонщику, который пересек линию финиша первым еще через круг. Евгению Корольку в итоге досталось лишь четвертое место.

О своих первых шагах в велоспорте Королек вспоминает так: «До этого я успел многое попробовать: футбол, греко-римскую борьбу и даже метание молота. Но будучи очень заводным, в футболе, если что-то не получалось, начинал нервничать, бить по ногам ребят, толкать их. На борьбу ходил вообще без интереса, запросто пропуская тренировки. Но поскольку без подготовки на первенстве города занял второе место, тренер увидел во мне перспективу, уговаривал не бросать секцию. А мы, как обычно, на все лето уехали к бабушке в деревню, где могли часами играть в футбол, другие игры. Думаю, там я себя и подготовил физически. По крайней мере, буквально после недели тренировок на областных соревнованиях по велокроссу замкнул тройку сильнейших и был на седьмом небе от счастья».

На II Европейских играх Евгений Королек также рассчитывает на медаль. Быть может, даже не одну. И лучше, конечно, золотую!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Попок, велогонщик: 


— Недавно у нас прошла международная велосипедная неделя, и более 100 гонщиков из разных стран поучаствовали в тестовых соревнованиях по велоспорту на шоссе. Даже тестовая гонка была проведена на очень высоком уровне — ее легко можно сравнить с лучшими стартами в Европе. Трасса, которую будут проезжать гонщики в соревнованиях на шоссе, непростая и очень техничная, для победы на ней придется выкладываться на максимум. При поддержке своих болельщиков, а я уверен в том, что на II Европейских играх зрителей будет очень много, мы постараемся выступить как можно лучше.

От Баку до Минска

На I Европейских играх в Баку программа велоспорта была несколько другой. Трековых гонок зрители не увидели, а компанию шоссейникам составили новомодные ВМХ и маунтинбайк. В двух последних белорусы участия не принимали, зато на шоссе развернулись на всю катушку. В индивидуальной гонке с раздельным стартом чемпионом стал, пожалуй, лучший велогонщик страны XXI ­века Василий Кириенко. 2015 год для него вообще получился весьма удачным. Кроме Игр, Кириенко удалось победить в индивидуальной гонке еще и на чемпионате мира, а также выиграть один из этапов знаменитой «Джиро д’Италия»! В женской групповой гонке в Баку первенствовала наша Алена Омелюсик. И для нее тоже тот успех стал не единственным — несколько месяцев спустя Алена выиграла чемпионат мира. Выступит Омелюсик и в Минске. И будем надеяться, что дороги родного города и поддержка жителей помогут ей победить! 

Трек — дело тонкое

Для того чтобы вы, попав на трек, не смотрели на соревнования круглыми от непонимания глазами, проведем маленький ликбез. Объять необъятное, конечно, не удастся, но основную азбуку трековых дисциплин, думается, освоить получится. Итак, трек на II Европейских играх будет представлен: 

В очереди за медалями: гонки на треке — это всегда увлекательно.
Фото Юрия Мозолевского

Командная гонка преследования — гонка на определенную дистанцию, старт в которой производится с противоположных сторон трека и победителем в которой становится команда, догнавшая своего соперника или показавшая лучшее время. Основным считается положение 3-го гонщика. Именно по нему хронометрируется время.

Индивидуальная гонка преследования — два велогонщика стартуют с противоположных сторон трека по сигналу судьи. Победителем становится гонщик, догнавший своего соперника или показавший лучшее время прохождения дистанции. 

Гонка по очкам — гонщики стартуют с ходу, на разгон дается один круг. Спортсмены получают зачетные очки на промежуточных финишах, организуемых через каждые несколько кругов.

Спринт — гонка на 2 или 3 круга, в которой принимают участие от 2 до 4 гонщиков. Победитель — гонщик, показавший лучшее время.

Командный спринт — дистанция мужской гонки составляет 3 круга, женской — 2 круга. Число гонщиков в команде равно числу преодолеваемых кругов. Старт происходит с противоположных сторон велотрека. Гонщики в команде едут в один ряд, соблюдая дистанцию в 1,5 метра. Каждый из них ведет команду на протяжении одного круга, затем он покидает велотрек, а следовавший за ним гонщик берет роль лидера на себя. Таким образом, на заключительном круге на треке остается по одному гонщику из каждой команды. 

Кейрин — дистанция составляет 8 кругов. Первые пять с половиной кругов гонщики следуют за специальным разгоняющим. Регулировщик скорости сначала следует со скоростью 25 км/ч, постепенно разгоняется до 45 км/ч и за два с половиной круга до финиша уходит с трека. Победителем является гонщик, первым пересекший финиш.

Омниум — состоит из 4 дисциплин, соревнования по которым проводятся в один день в следующем порядке: скрэтч, темповая гонка, гонка на выбывание, гонка по очкам. 

Гит — задача велогонщика наиболее быстрое преодоление дистанции за счет развития максимальной скорости и поддержания ее до финиша. Эта дисциплина не требует особой тактики, здесь необходимы лишь сила и техника. Результат фиксируется с точностью до тысячных долей секунды.

Скрэтч — групповая гонка, где каждый сам за себя. 

Мэдисон — командный вид на выносливость. Проводится между командами из двух человек на дистанции до 50 км у мужчин, 30 км у женщин. Гонщики делятся на две группы. Только один член команды постоянно находится в гонке, в то время как его товарищ медленно едет по верхам трекового полотна, пока не настало его время, чтобы участвовать в гонке (обычно полтора круга). Партнеры могут только тогда сменять друг друга, когда они проезжают рядом. Мэдисон требует специальной технической подготовки, ведь эстафету гонщики передают друг другу нередко на скорости около 40 км/ч. Цель — проехать как можно больше кругов. 

СПРАВКА «НГ»

Николай Дранько.
Официальная точка отсчета велосипедных соревнований — 31 мая 1868 года, когда в одном из парков пригорода Парижа Сен-Клу стартовала первая в мире гонка на 2000 метров. В Беларуси пионером велоспорта и предтечей всех чемпионов был уроженец Бреста Николай Дранько. Личность известная и даже мифическая, почти как граф Калиостро. До сих спор спорят: участвовал ли он в Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме или все это блеф и выдумка. Сам Дранько утверждал, что гонялся на треке в составе сборной Польши и даже занял пятое место в одной из дисциплин. Однако в официальных протоколах фамилия нашего соотечественника не значится. Самого его об этом казусе, увы, уже не спросишь — родоначальник белорусского велоспорта умер в 1983 году. Тем не менее данное недоразумение не отменяет главного: для развития и популяризации велоспорта в республике Николай Дранько сделал очень много. Он многократный победитель шоссейных и трековых гонок, еще до начала Великой Отечественной войны основал в Бресте знаменитую велосипедную ДЮСШ, которая выпустила в свет немало чемпионов. Первой ласточкой оказался Евгений Малец, ставший чемпионом СССР в 1940 году, а вообще, более полусотни воспитанников Николая Васильевича были призерами всесоюзных первенств, а свыше двухсот — отличились на республиканских соревнованиях. Ни Дранько, ни Малец на фронт не попали, оказавшись в оккупации. По-разному сложилась их судьба. Учитель служил при немцах в пожарном депо, ученик участвовал в велогонках по улицам города и выходил в них победителем. После освобождения Николай Васильевич с 1946 по 1952 год был старшим тренером сборной команды БССР по велоспорту, а в 1962-м получил звание «Заслуженный тренер БССР». Правда, заслуженным тренером СССР он так и не стал: документы дважды отправлялись в Москву и дважды возвращались — чиновников сильно смущало оккупационное прошлое чемпиона. Всю жизнь Дранько посвятил велоспорту, руководил Брестской детской школой. По стопам отца пошли и его сыновья. Старший Василий преуспел — занимал призовые места на чемпионатах СССР на треке. Евгений Малец продолжал гоняться и тренировать, но его жизнь оборвалась рано, он трагически погиб в 1970-м.

kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter