Жатва не терпит суеты

После двух дождливых дней утреннее солнце кажется особенно ярким. Колосья в его лучах — будто нарисованы: налитые, упругие, ярко–золотистые... Красота...
После двух дождливых дней утреннее солнце кажется особенно ярким. Колосья в его лучах — будто нарисованы: налитые, упругие, ярко–золотистые... Красота.

— Не поле, а сказка, — радуется начальник производственного участка ОАО «Минская птицефабрика имени Н.К.Крупской» Александр Александронец. — Ни полеглых, ни подгоревших посевов. Худшие поля мы уже убрали. И сейчас начинается самая приятная работа. По 45 центнеров с гектара тут соберем, не меньше. Еле уговорил хлопцев, чтобы хоть полчаса с комбайнами постояли, дали колосьям обсохнуть до 10 утра. Красивое поле для комбайнера — что награда: тут и деньги хорошие, и удовольствие от работы. Готовы работать на нем, пока сил хватает...

Ожидая, когда из–за горки покажутся комбайны, я подошла к водителю, ожидавшему загрузку. Оказалось, передо мной — победитель прошлогодних «Дажынак» Иосиф Сипайло.

— Рейсов под 20 сегодня сделаю, не меньше, — рассказывает он. — На таком поле 6–тонный бункер заполняется полчаса. Да вон смотрите — все три комбайна уже подняли «руку помощи».

Так образно водители называют выгрузной шнек комбайна, через который зерно попадает в автомобиль. Если он поднят вверх, это сигнал для водителей: бункер полон, пора разгружать. Поэтому, извинившись, Иосиф Павлович тут же поехал к «Лексиону». Один бункер — полный ЗиЛ. Пора отправляться на зерноток. Разгружать еще один «Лексион» и «Джон Дир» будет другой водитель — Александр Дулич. Ныне он уверенно держит первенство на жатве. Зерна перевез больше всех — 720 тонн.

Дух соревнования на поле незримо присутствует. Особенно чувствуется он среди комбайнеров. В обычной жизни они — друзья. На поле — конкуренты. Лидер жатвы Александр Мурашко, завидев журналистов, лишь прибавил газу. Любая остановка — тормоз для работы. Сергея Василенка, занимающего пока второе место по намолоту, мы чудом успели порасспрашивать, пока он пересыпал зерно.

— Когда погода, ловишь каждую минуту, — признался комбайнер. — Недавно жена меня до 2 ночи ждала. Но она, как и я, понимает: чтобы был достаток в хозяйстве и в семье, две–три недели надо напряженно поработать. За это время у нас можно заработать до 3 миллионов рублей. Кто упустит такой шанс?

Однако иногда это случается, правда, не по вине комбайнера. Когда мы увидели автослесаря Сергея Першина на территории зерносушильного комплекса, он пребывал в не самом хорошем расположении духа.

— А чему мне радоваться? — еще больше нахмурился он. — Мой «Лексион» сломался 5 дней назад, а деталь привезут в лучшем случае сегодня. На складе у поставщиков ее не оказалось, послали заказ в Германию... Можно считать, что половина уборки для меня потеряна... Остается только смотреть, как другие работают.

Словно соскучившись за время непогоды по работе, на зерноток то и дело подъезжали машины с новым урожаем.

Даже влажное зерно для хозяйства больше не проблема. С ней справилась передовая технология. В прошлом году здесь установили немецкую зерносушилку «Риэла». В сутки через нее можно «прогнать» до 350 тонн зерна. Еще столько же — на трех других сушилках. А 5 бункеров емкостью по 2 тысячи тонн каждый позволяют хранить урожай хоть несколько лет. Были бы такие зерносушильные комплексы в других сельхозпредприятиях, погода крестьян беспокоила бы меньше...

Но в соседнем хозяйстве «Вишневка–2002» о «Риэле» пока только мечтают. Урожай здесь тоже выдался на славу. С полей соберут не менее 10 тысяч тонн хлеба. Доработать его на четырех стареньких сушилках проблематично. Их мощности наполовину меньше потребностей хозяйства.

Чтобы сэкономить топливо, две сушилки в этом году здесь перевели на местные виды топлива — дрова и солому. Дрова стоят недорого, а солома и вовсе бесплатная.

Экономия для «Вишневки» — не прихоть, а необходимость. Только пашни тут 5 тысяч гектаров. Соответственно топлива требуется в 2 раза больше, чем среднему хозяйству. Тем не менее 5–дневный запас его имеется постоянно. При том, что, помимо уборки хлеба, здесь уже сейчас вспахивают почву под озимый сев. Он не за горами — через полторы недели сеялки опять выйдут в поле. А перед этим, считают специалисты, почве надо две недели отдохнуть. Это непременный залог хорошего урожая, о котором знают в хозяйствах, заботящихся о культуре земледелия. Кстати, поездив вчера по Минскому району, я убедилась, что это общее правило. На полях Минской птицефабрики имени Н.К.Крупской мы увидели 6 тракторов, запахивающих поля. Велись эти работы и на полях 1–й Минской птицефабрики. Лет 10 назад такое во время жатвы было невозможно. Не хватало ни техники, ни горючего, ни людей.

Сегодня, став богаче, крестьяне поменяли ритм и организацию работ. Аврала больше нет. Есть напряженный труд и работа на перспективу. Есть уверенность в завтрашнем дне.

Фото Александра РУЖЕЧКА, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter