Жаркие страсти под палящим солнцем Малайзии

Двойная победа, которой в прошедшее воскресенье отметилась команда «Ред Булл» на малазийском автодроме  Сепанг, вряд ли была накануне гонки для кого-то ожидаемым событием
Двойная победа, которой в прошедшее воскресенье отметилась команда «Ред Булл» на малазийском автодроме Сепанг, вряд ли была накануне гонки для кого-то ожидаемым событием. Тем более, что в субботней квалификации пилоты «Мерседес» уверенно и дружно обеспечили себе уже ставший для них традиционным первый ряд стартового поля.

От Сингапура до Малайзии всего рукой подать, если измерять расстояния часами авиаперелетов. По масштабам Европы это почти тоже самое, как если бы после Гран-при Германии на Нюрбургринге проводился через пару недель бельгийский этап на автодроме Спа-Франкоршам. В плане посещаемости всегда в проигрыше остается та трасса, которая следует второй. Но у Малайзии, похоже, не было особого выбора. Раньше она в календаре следовала весной за Австралией, теперь осенью - за Сингапуром. Поэтому о переполненных трибунах организаторы гонки на Сепанге уже давно и не мечтают. 49 тыс. болельщиков, официально пришедших на гонку в воскресенье, явно не могли обеспечить аншлаг на автодроме, вмещающем более 120 тыс. желающих. Хотя, по правде сказать, на температуру жарких баталий под палящим малазийским солнцем эти скромные показатели совсем не повлияли. Даже без характерных для этого времени ливневых дождей и выездов сэйфети-кара Бернда Майландера нынешний Гран-при Малайзии был полон интересных событий. А интрига, словно закрученная пружина, держала нас в напряжении до последних секунд гонки.

Одна из самых длинных стартовых прямых в календаре, чем славится помимо прочих прелестей автодром Сепанг, давала пищу для самых различных прогнозов. Тем более, что тройка сильнейших команд чемпионата, словно по ранжиру, согласно очкам в чемпионате, выставила свои машины на стартовой решетке: «Мерседес», «Ред Булл» и «Феррари».

«Старые связи»

Пара лидеров на этот раз не допустила ошибок и, не меняясь позициями, вошла в первый поворот. А вот следом за ними развернулось настоящее сражение, которое в результате и привело к первому серьезному инциденту. Слегка поотстав от своих напарников, Риккиардо и Райкконен могли наблюдать, как Ферстаппен и Феттель, словно убегающие от хищников зайцы, петляли по асфальту, по несколько раз меняли свои траектории, чтобы попытаться опередить друг друга ещи до входа в первый поворот. В конечном итоге, Себастьян занял более удобную позицию по внутреннему радиусу. Однако Макс, не соглашаясь с поражением в этой маленькой стартовой дуэли, попытался все же «просунуть» нос своего болида между «»Феррари» Феттеля и «Мерседес» Росберга, откровенно выдавливая немецкого чемпиона с трассы.

В роли анти-героя Феттелю приходится быть не часто


И далее случилось то, что и должно было случиться при таком агрессивном поведении дуэлянтов. Болид Себастьяна, слегка подпрыгнув, на поребриках, где он оказался не без помощи молодого голландца, не смог вовремя затормозить и ударился левым передним колесом в заднее правое колесо машины Нико. «Мерседес» развернуло, и Росбергу пришлось ждать, пока мимо него не проедут все остальные пилоты, чтобы затем с пробуксовкой до белого дыма вернуться на траекторию и отправиться в погоню за пелотоном.

По правде сказать, у меня сложилось впечатление, что Макс не ограничился просто «выдавливанием» Себа с трассы. После неоднократных просмотров видеозаписи с камеры болида Феттеля, стало очевидным, что «Ред Булл» Ферстаппена все же слегка коснулся заднего левого колеса «Феррари». Это и спровоцировало затем сам инцидент.

Но к нашему удивлению, операторы даже при многократных повторах этой ситуации ни разу не показали видеосъемку непосредственно с машины Ферстаппена. А без нее утверждать о контакте болидов Макса и Себастьяна с полной достоверностью нельзя. Стюарды, рассмотрев после гонки этот инцидент, признали Феттеля виновным, наказав его 3-мя штрафными балами.

Можно верить или не верить в мистику, но нынешний сезон слишком уж часто «сталкивает» Себастьяна Феттеля с его бывшей машиной «Ред Булл». Ведь по сути дела и Даня Квят, и Макс Ферстаппен, оказываясь в непосредственной близости от нынешнего болида «Феррари» немецкого чемпиона, должны отдавать себе отчет, что они сидят за рулем машины, на которой ездил сам Себ. Да, пусть она претерпела изменения с 2014-го года, когда Феттель впервые сел в нее и фактически «провалил» сезон в дуэли против тогдашнего дебютанта команды Даниеля Риккиардо. Но в принципе - это все та же машина, которую Феттель так и не смог «укротить», предпочтя ретироваться в «Феррари».

Дэн Риккиардо - теперь для его улыбки есть и повод - победа на Гран-при Малайзии


И если хотя бы на чуть-чуть пофантазировать, пусть даже под впечатлением знаменитого мультика «Тачки», представив, что болид Формулы-1 - это одушевленное существо, то станет ясно: это «Ред Булл» мстит своему бывшему хозяину. Осмелюсь предположить, что история еще получит продолжение, дав сценаристам мультфильмов про гонщиков обильную пищу для их новых сюжетов. И Феттелю так просто не разорвать свои «старые связи», пусть даже и в мистическом плане, с этим болидом. Недаром же своей каждой новой машине Себастьян присваивал имена, целуя их в пылу своих чемпионских побед перед камерами операторов.

«В своем глазу бревна не увидать…»

Вот уж действительно вспоминать приходится эту древнюю поговорку, когда анализируешь инциденты в автоспорте. Особенно часто в этом сезоне мы возвращаемся к теме аварий в первом повороте. Вспомните хотя бы гонку в Шанхае, где Квят дерзким маневром сумел занять внутреннюю траекторию, испугав своими действиями все того же Феттеля, который затем ударил машину своего напарника. Тогда в Китае Дане удалось не дотронуться до «Феррари», что не дало повода стюардам взять его действия в том инциденте под рассмотрение. Сам маневр был отважным, и он принес россиянину место на подиуме. Но разговоров по поводу правомочности атаки «российской торпеды» было много. Больше всех возмущался Себастьян, ставший невольной жертвой действий гонщика «Ред Булл».

Но уже на следующей гонке, фактически «роковой» для Квята, он в порыве желания продемонстрировать свой талант перед земляками в Сочи, не сумел удержать свою машину на торможении во втором повороте и «подтолкнул» болид Феттеля. Если внимательно в деталях рассмотреть ту ситуацию, то там тоже российский гонщик полагал, что удастся найти тот узенький «коридорчик» на внутреннем радиусе, чтобы оказаться впереди соперников. Увы, не получилось.

У Себастьяна Феттеля нет повода для радости в Малайзии


В Спа на Гран-при Бельгии в роли искателя «короткого пути» в первом повороте оказался уже Макс Ферстаппен, заменивший Квята в болиде «Ред Булл» после российского этапа. Правда, на этот раз действия Макса были куда менее удачными, чем аналогичная атака Дани в Китае. Эпитет «сумасшедший» был самым литературным из того, что получил Ферстаппен от своих коллег.

И вот теперь в Малайзии сам Феттель предпринимает именно такую же атаку, которую недавно сам активно критиковал, особенно не выбирая выражений. Пытаясь «втиснуться» в маленькую щель, оставленную соперниками на внутренней траектории, он провоцирует аварию, за которую получает от стюардов штраф, и за которую ему потом пришлось извиняться перед Росбергом. Теперь уже возмущение в виде слова «сумасшедший» мы слышим из уст Макса Ферстаппена, который быстренько постарался всех убедить в том, что сам-то он всего лишь свидетель произошедшего, но никак ни его участник. Честно признаюсь, здесь вспоминается и другая поговорка, по поводу того, что зачастую именно сам вор кричит: «Держи вора».

Остается еще не решенным вопрос, а правильно ли стюарды наказывают гонщиков за такие стартовые инциденты? И нужно ли вообще наказывать за те действия, которые приводят к столкновению в первом повороте? Ведь на автодромах потому и строят обязательно трибуны в первом повороте, что в автоспорте это самое конфликтное место, без которого спектакль стартового круга становится пресным и безвкусным.

Полагаю, что мы еще не однажды будем возвращаться к этой теме в наших репортажах о гонках, всякий раз сталкиваясь с двойными стандартами в оценках действий гонщиков.

Внутрикомандный заговор «Мерседес»?

Болид Льюиса был первым на старте, первым в гонке - но до финиша не добрался

На автодроме Сепанг Льюис Хэмильтон был действительно неудержим. Уверенное лидирование в квалификации, поул-позишн и затем отличный старт позволили действующему чемпиону не только возглавить гонку, но и провести ее безукоризненно. Почти всю. Ровно до 40-го круга, пока на его «Мерседес» не загорелся мотор.

Можно представить себе разочарование, возмущение и досаду британца по этому поводу. Вместо того, чтобы вернуть себе лидерство в чемпионате, а вместе с ним и надежду своим поклонникам на еще один титул, Льюис вынужден был припарковаться у обочины. Отрыв от Росберга после Гран-при Малайзии за 5 этапов до окончания сезона вырос до 23 очков.

Но главной причиной возмущения Хэмильтона были не эти очки. Чтобы их отыграть, Льюису достаточно одной победы при сходе напарника. Вся проблема в том, что технические неудачи, преследующие британского чемпиона в нынешнем сезоне, фокусируются лишь на нем. Правильно он заметил: из 43 моторов, построенных в этом году командой «Мерседес», почему -то именно на болиде Льюиса они выходят из строя.

Брошенная им во время общения с журналистами фраза, что «кто-то или что-то не хотят моих побед», едва не стала поводом для раздувания очередной версии «внутрикомандного заговора». Благо, что переговорив с Ники Лауда и Тотто Вольфом, британец в своих комментариях сразу же постарался пояснить, что он не имел в виду противодействие со стороны команды «Мерседес». А вел речь о каких-то потусторонних силах, намекаая, что как и все пилоты он верит в Фортуну, и пока что она почему-то упорно не хочет показывать ему свое лицо в этом сезоне, предпочитая оставаться к нему спиной.

На мой взгляд, действительно, вряд ли можно по этой череде технических неудач судить о каком-то заговоре немецкой команды против Льюиса. Хотя для оживления ситуации в чемпионате подобный сюжет вполне мог бы пригодиться, и даже стать предметом расследования, а может и сюжетной линией к очередному фильму о легендах автоспорта.

Дэн и Макс: еще одна дуэль «Ред Булл»

Обойдя своего более опытного напарника в квалификации, юный голландец во чтобы то ни стало хотел утвердить свое преимущество над ним и в гонке. Отчасти именно поэтому Макс отчаянно боролся с Феттелем за место в первом повороте, не пропустив вперед себя Риккиардо на стартовой прямой. Объективности ради отмечу, что Ферстаппену пока действительно везет в гонках. В Сингапуре буквально перед ним на старте разбивается болид Нико Хюлькенберга, а «Ред Булл» голлландца не получает даже ни одной царапины. И вот теперь нечто похожее в Малайзии: буквально перед носом машины Макса происходит столкновение Феттеля и Росберга, а ему хоть бы что. Снова выходит сухим из воды.

Добавим к этому и слишком снисходительное отношение стюардов к «новой звезде». Чего стоит только его обгон в режиме виртуального сэйфети-кара на малазийском автодроме. На видеоповторе отчетливо видно, что Макс обходит «Форсе Индия» Серхио Переса прямо перед пано со светящимися буквами «VSC» до линии старта, но это даже не становится предметом рассмотрения у судей гонки. А ведь нарушение правил более, чем очевидно.

Макс Ферстаппен вновь получил звание Лучшего гонщика Гран-при


Обойдя правдами и неправдами нескольких соперников, голландский дебютант пристроился затем в хвост своему напарнику, пытаясь дождаться удобного момента для обгона. Такое соседство, с учетом знаний особенностей характера Макса, не могло не вызвать беспокойства на командном мостике «Ред Булл». И там быстренько решили развести своих гонщиков на разные стратеги замены шин. Но судьбу не обманешь, и во второй половине дистанции болиды Ферстаппена и Риккиардо все равно вновь оказались рядом. Причем, на машине голландца шины были посвежее, и он, быстро сократив до минимума разделяющую его от напарника дистанцию, бросился в атаку.

Отдадим должное гоночному таланту Дэна: он был весьма корректен в своих действиях. И несколько минут противостояния дуэлянтов доставили, откровено говоря, удовольствия многим. Разве что голландские болельщики были недовольны тем, что их кумир не смог одолеть австралийца, а команда предпочла не вмешиваться в происходящее. Кристиан Хорнер не стал кому-то из своих подопечных отдавать приказ, применяя командную тактику. Гонщиков «Ред Булл» лишь попросили действовать аккуратно и постараться заработать как можно больше очков.

По правде сказать, в той ситуации ни один из дуэлянтов скорее всего и не стал бы подчиняться приказам команды. У каждого из них своя борьба: Дэн еще сохраняет теоретические шансы на чемпионский титул, а Макс и вовсе не признает каких-либо по отношению к себе приказов такого типа. Он это уже неоднократно успел продемонстрировать за эти два дебютных своих сезона.

Трудно сказать, чем бы закончилось это противостояние, не вмешайся Фортуна в развитие сюжета этой гонки. За 16 кругов до финиша сходит из-за сгоревшего мотора с дистанции Льюис Хэмильтон. И перед пилотами «Ред Булл» открывается явная перспектива не только принести первую победу за последние 2 года, но и сделать первый для команды и для себя дубль в этом составе.

И тут отдадим должное мудрости руководства австрийской команды. В режиме виртуального сэйфети-кара обоих пилотов одновременно зовут на пит-стоп, чтобы обезопасить затем от возможных атак со стороны уже вернувшегося в тройку лидеров Нико Росберга и хорошо едущего на Сепанге Кими Райкконнена.

Получив одинаковые комплекты шин, Дэн и Макс продолжили свою дуэль. Вот только приблизиться на расстояние атаки Ферстаппену на этот раз так и не удалось. Он даже не смог войти в секундный интервал, чтобы попытаться воспользоваться для облегчения обгона системой подвижного крыла DRS. Риккиардо пилотировал красиво, и главное - безошибочно, словно на крыльях летя к своей долгожданной победе. Первой за последние 2 сезона, и 4-й в карьере. Долгожданной, учитывая, что и в Испании, и в Монако в этом году он фактически уже должен был быть на верней ступеньке подиума побеителей, но в обоих случаях его подвела тогда команда.

Осмелюсь предположить, что до конца сезона мы еще увидим этих дуэлянтов на «боевой тропе», и это радует, поскольку именно такие сражения и приносят удовольствие всем, кого интересует автоспорт, и в особенности гонки Формулы-1. И буквально в ближайший уик-энд для этого будут все предпосылки, учитывая, что в Сузуке, куда отправились из Малайзии «Большие Призы», состоится очередной Гран-при.

P.S. Россиянину Даниилу Квяту не удалось избежать столкновения в стартовых перипетиях первого поворота, и он вынужден был совершить незапланированный пит-стоп по замене носового обтекателя на своем болиде «Торо Россо». В итоге, Дане так и не удалось затем показать хороший результат, он финишировал далеко за пределами зачетной «десятки». Его напарник Карлос Сайнс тоже не заработал очков, учитывая, что прошлогодним моторам «Феррари», на которых ездят их болиды, явно не хватает скорости. Но все же на финише испанец был впереди россиянина.

После успешного выступления в Сингапуре Даня вновь допустил ошибку на старте, и его нестабильность в выступлениях пока больше настораживает нас, чем радует. Правда, и у французского конкурента Квята - Пьера Гасли, могущего «подсидеть» россиянина в кокпите итальянской скудерии, не все гладко сложилось в Малайзии. Он уступил свое лидерство в чемпионате GP2 напарнику, тем самым ослабив свои позиции по возможному продолжению карьеры в Формуле-1 на следующий сезон.

Поэтому, пока не имея еще подписанного контракта на 2017-й год, Даня должен еще себя показать. Надеемся, что это у него получится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter