3 июля 1944 года войска 3-го и 1-го Белорусских фронтов освободили от немецких оккупантов Минск

Жаркие дни Минского котла

Этот факт отмечен во всех энциклопедиях: 3 июля 1944 года войска 3-го и 1-го Белорусских фронтов освободили от немецких оккупантов Минск. Но ни в одной из них не говорится о том, что через несколько дней после освобождения города вермахт чуть не захватил его повторно.

С выходом соединений 3-го и    1-го Белорусских фронтов к Минску и в районы на северо-запад, юг и юго-запад было завершено окружение 4-й немецкой армии и других частей группы армий «Центр». В Минском котле к востоку от города оказалась 105-тысячная вражеская группировка.

В официальной исторической литературе утверждается: во второй половине дня 3 июля 1944 года Минск был полностью очищен от оккупантов. Однако огромную группировку врага окружили, а сил для ее уничтожения не хватило. Войска 3, 2 и 1-го Белорусских фронтов наступали на запад. Тем временем в городе сложилась тревожная обстановка… В Национальном архиве страны хранится письмо первого секретаря ЦК ЛКСМБ М.В. Зимянина и заведующего отделом транспорта и связи ЦК КП(б)Б М.И. Сарычева на имя первого секретаря ЦК компартии Беларуси П.К. Пономаренко от 6 июля 1944 года. Именно эти два ответственных работника были направлены в «разведку» в Минск из Гомеля, где в то время еще находился ЦК КП(б)Б. Именно Зимянин и Сарычев впервые откровенно сообщили Пономаренко об усиленной бомбежке освобожденной столицы БССР, о поджогах в городе, о бесчинствах власовцев и полицаев. 

Части 3-го и 1-го Белорусских фронтов, ворвавшиеся в Минск, продолжали преследовать отступавшие части группы армий «Центр». Но в тылу этих фронтов оставались десятки тысяч немецких солдат и офицеров, к ликвидации которых были привлечены войска НКВД. Немецкое командование попыталось объединить свои разрозненные силы и вывести их на запад. В окрестностях Минска действовало до 30 тысяч немецких солдат и офицеров. Поскольку здесь не было крупных соединений Красной армии и практически все стратегически важные объекты Минска оставались без прикрытия, командование немецких частей рассчитывало относительно легко ворваться в него.

Партизаны на улицах Минска.

На рассвете 7 июля 1944 года две группы немецких солдат и офицеров проникли в город, достигли Театра оперы и балета, еврейского кладбища в районе улицы Коллекторной и аэродрома в Лошице и вступили в бой с немногочисленными подразделениями войск НКВД. В бою эти немцы были уничтожены и частично рассеяны. Но на ближайших к столице дорогах отдельные группы противника нападали на военные обозы.

Очень интересные детали борьбы с окруженными и хорошо вооруженными солдатами и офицерами вермахта в окрестностях Минска приводит белорусский военный журналист Николай Качук:

«5 июля в 20 часов 30 минут немцы неожиданно атаковали аэродром Слепянка. Штурм с применением артиллерии и минометов продолжался до 10 часов утра 6 июля. Одновременно десятки бомбардировщиков    Хе-111 нанесли мощный удар по аэродрому в Лошице. Обстановка здесь складывалась настолько угрожающая, что летчикам, уходя из-под удара, пришлось взлетать прямо под бомбами. Командир 65-го гвардейского полка Михаил Зворыкин приказал заместителю командира    3-й эскадрильи гвардии старшему лейтенанту Ивану Ветрову снять боевое знамя полка с древка, взять его в свой самолет и спасти любой ценой… Бомбежка продолжалась всю ночь, 4-я гвардейская дивизия понесла серьезные потери. 



…Не менее драматично, чем в Лошице, складывалась обстановка на аэродроме в Слепянке. Атака немецких гренадеров была стремительной. Но врасплох авиаторов 3-й гвардейской авиадивизии не застала. В критической ситуации блестяще проявил себя начальник штаба дивизии подполковник Иван Черепов, организовавший стойкую круговую оборону и своевременно эвакуировавший в Минск гвардейские боевые знамена дивизии и трех ее полков. Зная взрывной, импульсивный характер и бесшабашную храбрость Василия Сталина (командира этой гвардейской истребительной дивизии. — Э.И.), который с пистолетом в руке рвался на передовую, что реально грозило ему гибелью или еще хуже — пленом, Черепову с огромным трудом, но все же удалось с помощью непререкаемого дивизионного авторитета гвардии капитана Прокопенко убедить комдива улететь на У-2 на аэродром Докудово. Туда предполагалось перегнать, чтобы спасти от неминуемого уничтожения, все самолеты дивизии. В сумерках под жестоким обстрелом немецких автоматчиков У-2 с Прокопенко и Сталиным взлетел и взял курс на Докудово.

После того как от летчиков-разведчиков 163-го истребительного авиаполка командованию стало известно об огромной немецкой группировке, сосредоточившейся в районе Минска и имевшей на вооружении даже танки и самоходные орудия, в этот район началась переброска войск. Из-под Борисова срочно по тревоге, совершив стремительный марш, сюда прибыли 1964, 1965 и 1966-й истребительно-противотанковые артиллерийские полки 46-й Оршанской бригады, вооруженные 57- и 76-миллиметровыми пушками ЗиС-2 и ЗиС-3.

И враг не заставил себя ждать. Немцы шли волнами, напролом. За сутки артиллеристы отбивали до 10 атак, которые зачастую доходили до рукопашных схваток. Самые жестокие бои развернулись 6 июля. 1966-й истребительно-противотанковый полк подполковника Алексея Степанова занимал позиции на территории нынешнего Заводского района Минска. Во время одной из атак немцы прорвались к штабу полка, который дислоцировался у д. Яхимово (ныне — район улицы Алтайской, Северный поселок). Здесь отличился старший сержант Александр Зеленин, который из автомата уничтожил 8 гитлеровцев, был тяжело ранен, но сумел вынести из штаба и спасти боевое знамя полка. За этот подвиг он был удостоен ордена Красного Знамени».

В те тревожные для минчан дни Бюро ЦК КП(б)Б приняло решение: приостановить расформирование партизанских соединений и все силы сосредоточить в Минске и его окрестностях. А также направить некоторые партизанские формирования на прикрытие города и охрану его важнейших объектов. Белорусский штаб партизанского движения 5 июля 1944 года приказал двинуться к столице Беларуси формированиям Минской партизанской зоны: бригадам «Штурмовая», «Разгром», «Народные мстители» им. В.Т. Воронянского, им. Н.А. Щорса, им. К.Е. Ворошилова, им. М.И. Калинина, им. В.И. Чапаева, им. Газеты «Правда» и многим другим. 

Партизанские отряды прибывали в Минск с 7 по 15 июля. Всего в столицу БССР прибыла 31 бригада общей численностью 22 тысячи человек. До 15 июля они провели 15 крупных боевых операций, в которых уничтожили 237 немецких солдат и офицеров и пленили более 2 тысяч. Кроме того, партизаны отконвоировали более 17 тысяч немецких военнопленных. 

Таким образом, более 10 дней — с 5 по 15 июля 1944 года — частям Красной армии и партизанским формированиям Минской, Барановичской и Вилейской областей пришлось вести ожесточенные бои с окруженными в районе Минска подразделениями противника, входившими в группу армий «Центр». В борьбе с врагом наши войска понесли немалые потери.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter