Жар–птица в городе

Среди моих однокурсников было лишь несколько минчан, остальные приехали из провинции. Но после окончания университета только несколько человек уехали работать в райгазеты. Большинство осталось в Минске. Стали горожанами. Это было начало семидесятых, когда понятие «урбанизация» становилось, как выражаются социологи, устойчивым социальным феноменом...
Среди моих однокурсников было лишь несколько минчан, остальные приехали из провинции. Но после окончания университета только несколько человек уехали работать в райгазеты. Большинство осталось в Минске. Стали горожанами. Это было начало семидесятых, когда понятие «урбанизация» становилось, как выражаются социологи, устойчивым социальным феноменом. Проще говоря, переселение из деревни в город стало массовым. И таким же массовым стало убеждение, что остаться после окончания школы в деревне — «коровам хвосты крутить» — ну очень большая жизненная неудача. Горожанам в первом поколении было ох как несладко! Стройка и завод — вот и весь выбор для трудоустройства, особенно если у переселенца не было высшего образования. Годы мытарств по общежитиям и чужим углам. Нередко пренебрежительное отношение «старых» минчан к «колхозникам». Но — ехали!

Прошли годы, а охота к перемене мест по–прежнему не покидает провинциалов. Хотя жизнь в городах не стала легче, чем в те же 70–е. И работу хорошую найти непросто, и квартирный вопрос по–прежнему портит жизнь. Ну и, само собой, городская среда — не сравнить с сельским привольем: в транспорте давка, на улицах машин уже больше, чем людей. А сами люди — ну такие все нервные, агрессивные! В общем — шум, гам, тарарам. И до приехавшего из полесской деревни паренька или девчонки никому нет дела. А они все равно едут!

Внятного объяснения этому феномену я не нашла. Хотя дисциплинированно прочитала выводы экспертов. Ну да, в городе больше возможностей, выше, как говорят специалисты, социальные стандарты. Но еще выше этих самых стандартов, мне кажется, мечта! Та самая жар–птица, которую пытается ухватить за хвост каждый новобранец–горожанин. Мечта об интересной, насыщенной, веселой — городской! — жизни.

Похоже, таких мечтателей у нас немало. По оценкам Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Беларусь на сегодняшний день — одна из наиболее урбанизированных стран не только на постсоветском пространстве, но и в Восточной Европе. 73 процента нашего населения — горожане. У соседей–поляков в городах живет 62 процента, в Литве — 66 процентов. Причем уникальность, я бы даже сказала, нелогичность нашей ситуации в том, что хотя общий прирост населения снижается, горожан становится все больше. Почти 7 процентов составил средний прирост городского населения в областных центрах за последние годы. А в Гродно и Бресте этот показатель вообще примерно 18 процентов. В Могилевской области почти две трети населения — горожане. Почти столько же городских жителей — в Витебской и Гомельской. А городские власти Минска недавно подсчитали: с начала года почти 11 тысяч приезжих стали столичными жителями. Практически все они из регионов. Всего же штамп о минской прописке сегодня почти у 1,8 миллиона человек. В общем, триумфальное шествие урбанизации.

Можно порадоваться, даже в ладоши захлопать? Можно. Но лучше, пожалуй, присмотреться к другим урбанизированным странам. За прошедший ХХ век города росли стремительными темпами. И такими же темпами росли в них проблемы: транспортная, жилищная, экологическая. Сегодня многие города мира просто задыхаются от этих проблем. А в следующем году человечество подойдет к новому рубежу: впервые в истории в городах будет жить 3,3 миллиарда человек — больше половины населения Земли. Эксперты ООН в отчете о народонаселении мира в 2007 году делают вывод: «Увеличение темпов урбанизации представляет серьезный вызов для городской инфраструктуры, развития социальной сферы, сказывается на состоянии окружающей среды». К этому вызову быстрорастущие города не готовы. Наши белорусские города тоже не готовы — тут и экспертом не нужно быть, достаточно просто пожить в городе. Или почитать письма читателей «СБ»: жалобы на неустроенность городского быта. Конечно, городские власти должны его устроить — это их работа. Вообще, должны проводить упредительную политику, как рекомендуют специалисты. Ну а мы–то сами, горожане, совсем ничего не должны? Ведь живем нередко, как квартиранты. Отсюда, кстати, и большинство проблем. А решатся они, мне кажется, если, приехав в город, каждый станет в нем хозяином. Ну хотя бы попытается. Может, тогда и за мечтой — жар–птицей гоняться не придется — сама прилетит...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter