Жанне Голодок в окно постучал... сам Всевышний

ЭТА весть совсем недавно облетела многие белорусские СМИ: на пожаре в деревне Заболоть Любанского района односельчане спасли двоих маленьких детей. Я выехала на место и убедилась: случай был не просто необычным. Иначе как чудом это происшествие не назовешь.

Подробности уникального спасения детей на пожаре в любанской деревне Заболоть.

ЭТА весть совсем недавно облетела многие белорусские СМИ: на пожаре в деревне Заболоть Любанского района односельчане спасли двоих маленьких детей. Я выехала на место и убедилась: случай был не просто необычным. Иначе как чудом это происшествие не назовешь.

Жанна Голодок — а это именно она первой почуяла неладное и вызвала спасателей — даже спустя несколько дней после трагедии так и не смогла понять, что заставило ее остановиться тогда возле злополучного дома…

Вторник, 16 ноября, около шести часов вечера. Жанна Михайловна вернулась с работы раньше обычного. И решила сходить в школу за мужем — тот на полставки подрабатывает в котельной. Путь недолгий: надо пройти всего-то несколько домов. Но дорогу было видно плохо: в тот вечер на село опустился густой туман.

— Из школы мы шли уже втроем: я — впереди, муж с приятелем чуть поодаль, — вспоминает недавние события Жанна Михайловна. — Но какое-то странное чувство заставило меня остановиться возле дома, что почти напротив школы. Туман хоть и был сильный, но здесь он стелился как-то не так. Стала, присмотрелась — и тут услышала непонятное пощелкивание.

Это сейчас Жанна Голодок догадалась, что слышала треск разогретого стекла. Тогда же, не на шутку встревожившись, позвала на помощь мужчин.

— В доме было темно, и они стали светить фонариком в окно, — продолжает моя собеседница. — Огня не увидели, но тут мой Олег (муж Жанны Михайловны. — Авт.) случайно дотронулся до стекла: оно было горячее. Мы все поняли, и я с мобильного набрала номер 101.

Тем временем мужчины попытались войти в дом, но дверь, ведущая из сеней в хату, оказалась заперта. В сенях пахло дымом. Дальше рассудили очень правильно: бить окна нельзя. От доступа свежего воздуха огонь разгорится еще больше. Но, с другой стороны, в доме могли быть дети. Начали искать их бабушку, хозяйку дома. А тут — очень кстати — с работы вернулся дедушка Владимир Голодок (по стечению обстоятельств семья пострадавших и Жанна Михайловна, обнаружившая пожар, — однофамильцы).

Из-за густого дыма в дом попасть оказалось невозможно. Тогда дед обошел дом с другой стороны. Услышал детский плач и разбил окно комнаты, откуда доносились звуки.

Двух внучек — двухлетнюю Ладу и четырехлетнюю Ксюшу — Владимир нашел возле шкафа и в разбитое окно передал кому-то из собравшихся у дома односельчан. Стал искать третью девочку — родную сестру Ксюши: он еще не знал, что накануне вечером мама увезла девочку домой в Солигорск. Вскоре ему самому стало плохо. Его тоже вытащили через окно.

...Семья, в чьем доме произошел пожар, неблагополучной не числится. Наоборот, постоянно проживавшая тут с мамой Лада обычно была под присмотром, рассказал начальник Любанского районного подразделения МЧС Александр Рубин. Хозяйка дома Светлана Голодок, бабушка Лады, работает по утрам: она молокосборщица в СПК «Заболотский». Ладина мама Татьяна Щербаченя — в декрете, но иногда подрабатывает: днем, когда бабушка возвращается домой. Ксюша же с родителями живет в Солигорске, ее мама Анна на время ремонта решила отвезти девочку к родным. Рассчитывала, что та спокойно поживет пару недель в деревне. И только накануне трагедии вместе со своей старшей дочерью женщина вернулась домой в Солигорск.

Тем роковым вечером Татьяну попросили подменить другую сотрудницу. По дороге на работу она купила хлеб и попросила мать забрать его из магазина.

— Магазин от нас метрах в 100. Думала, это же быстро: пять минут туда, пять — обратно. Возвращаюсь — соседка встречает, говорит, дом у меня горит. Сразу подумала, шутка какая-то злая. Подбегаю к дому — а тут уж люди собрались, приехали пожарные. Страшно вспоминать! — в глазах у Светланы Александровны стоят слезы.

…Когда мы с представителями Минского областного управления МЧС приехали в Заболоть, то застали все семейство в сборе. Этим утром малышек выписали из больницы (у девочек было легкое отравление продуктами горения, за ними какое-то время наблюдали врачи), и они стояли у калитки, прижавшись к мамам. Щебетуха Лада с чужими освоилась быстро. Честно говоря, не ожидала, что двухлетний ребенок так хорошо запомнит события того рокового вечера. «Мы плакали и кашляли», — вспоминает Лада и тут же смущенно замолкает. Видно, от пережитого страха эти события врежутся в детскую память уже навсегда.

...В тот роковой день не только дед спасал своих внучек. К месту пожара почти одновременно прибыли два подразделения МЧС: из деревни Речень Любанского и из Солигорского районов. Вскоре подоспели и их коллеги из Любани. Окно кухни уже треснуло от температуры, дым валил вовсю. Несмотря на то, что детей вызволили из горящего дома, спасатели еще раз «прочесали» задымленные помещения. Это обычное дело: не полагаясь лишь на показания очевидцев, работники МЧС все равно ищут в огне возможных пострадавших. Ведь те, кто снаружи, не могут знать о том, что происходит внутри.

Поскольку очаг пожара был возле кухонной печи, то сразу предположили — к  ЧП привело нарушение правил эксплуатации печного отопления. Но при дальнейшей проверке выяснилось иное: в тот момент в доме топилась совсем другая печь — та, что обогревает жилые комнаты, поведал нам инспектор государственного пожарного надзора Любанского районного подразделения МЧС Андрей Римошевский, проводивший проверку по данному факту. Кухонную печь бабушка не успела растопить, да, кроме того, летом ее хозяева ремонтировали. Ясность вскоре внесла маленькая Лада. Оправившись от испуга, девочка рассказала маме, что старшая Ксюша взяла спички, и малышки подожгли газету, подготовленную бабушкой для растопки. Видно, хотели помочь… Бумага полыхнула будь здоров — ведь это же целая газета! И огонь мгновенно перекинулся на висящую рядом, возле печки, куртку. Пошли гореть обои, отделанный пластиковой плиткой потолок. На все это пламени потребовалось гораздо меньше 10 минут.

— Не знаю, как такое могло случиться, — мама Лады Татьяна, видно, до сих пор пребывает в шоке. — Обычно спички кладем повыше, чтобы дети не достали. Да и дочку свою учу, что брать их нельзя. Тут переживаешь, когда у других людей пожар, а что такое может случиться у нас — не думали, не гадали...

Семья пока ютится у чужих людей. В своем доме предстоит серьезный ремонт. Хотя пожар заметили и потушили очень быстро, ремонтировать придется, пожалуй, все комнаты. Стены закоптились, а в самом доме стоит запах гари. Ремонт начали с того, что заменили выбитое окно…

К счастью, обошлось без человеческих жертв. Погибла только кошка: домашнюю любимицу хозяева нашли у разбитого окна, сил выпрыгнуть на улицу животному не хватило.

Родные ужасаются при мысли, что заметь соседи пожар хоть пятью минутами позже, могло случиться непоправимое. Угарный газ, ядовитые продукты горения современных синтетических материалов — много ли детскому организму надо?! А то, что Жанна Голодок остановилась возле дома и попыталась понять причину своей неясной тревоги, иначе как чудом не назовешь. А ведь могла спокойно продолжить путь: открытого огня еще не было видно, да и дым в густом тумане заметить непросто. Вот тогда бы действительно было страшно… Побольше бы таких чудес! А трагедий — поменьше.

НА СНИМКАХ: Ксюша и Лада уже дома; огонь оставил над кухонным окном свои следы; Жанна ГОЛОДОК — благодаря ей чудо все же произошло.

Фото из архива Минского областного управления МЧС

Наталья СЧАСТНАЯ, «БН»

В тему

НЕДАВНО в Новогрудский РОЧС поступил звонок. С сотового телефона звонил мужчина, проезжавший на автомобиле мимо горящего дома в деревне Кривоногово Новогрудского района.

К моменту прибытия спасателей кровля и перекрытие деревянного дома частично обрушились. А соседи сказали работникам МЧС, что в доме может быть ребенок. Вскоре пожарные на полу у печи нашли тело двухлетнего мальчика.

Отец семейства находится в местах лишения свободы. Мать погибшего ребенка — в декретном отпуске, и в тот день отлучилась, чтобы позвонить родственникам. А через 20—30 минут после того, как оставила малыша одного, узнала о трагедии.

Предполагаемая причина пожара — нарушение правил эксплуатации печей. Что касается причины гибели ребенка, то тут сомнений нет: он остался без присмотра взрослых.

По словам председателя Петревичского сельисполкома Иосифа Госса, в ближайшее время представители местной власти рассмотрят возможность создания круглосуточных детских групп, причем не только в Кривоногово, но и в других деревнях района.

Так что, возможно, на территории Петревичского сельсовета в будущем удастся избежать подобных трагедий. Ответственность родителей и заинтересованность госорганов, может быть, наконец защитят детей от гибели?

Алла ШАРКО, старший инспектор центра социологии и пропаганды безопасности МЧС Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter