Жалоба жалобе рознь

В Рогачевском районе арестован профессиональный жалобщик...

В Рогачевском районе арестован профессиональный жалобщик, сообщили информагентства. Количество жалоб, автором которых является этот человек, исчисляется сотнями. Только за 2010 год, по данным районного ОВД, за ним числятся более 400 различных заявлений. Он, в частности, обращался в милицию, заявляя, что в Рогачеве машины паркуются в неположенных местах. Работников одного из почтовых отделений упрекнул в том, что информационные стенды в помещении установлены не там, где следует. А в книге жалоб местного магазина написал, что в продаже нет нужного ему пакета кофе.


Жалобщик был арестован после того, как потребовал с руководителя одного из учреждений 200 тысяч белорусских рублей, пригрозив в противном случае пожаловаться на сотрудников гардероба этой организации (а именно на то, что они не носят на груди бэйджи).


Эта новость стала предметом настоящей перепалки авторов «Спор–прогноза», имеющих диаметрально противоположные взгляды на жалующихся граждан. Один считает их бдительными подвижниками и чуть ли не народными заступниками, не терпящими малейшей несправедливости; другой же полагает, что жалобщики — опасные демагоги, чья деятельность бессмысленна и разрушительна. Тема разговора:


Он слишком много знает


Когда услышал о деле жалобщика с Гомельщины, представил себе картинку, знакомую многим. Час пик. В гастрономе очередь в колбасный отдел. Все хотят полкило «Докторской» да поскорее домой. И тут некий скептик выдает реплику по поводу второй свежести продукта. Народ безмолвствует. Но чем больше сопротивляется труженица прилавка и сильнее напирает ревнитель срока годности, тем томительнее становится ожидание. Поднимается ропот. Наблюдатели берут сторону продавца: «Наверное, делать чудаку нечего. Не нравится — иди в супермаркет напротив! Не мешай людям работать! Да и что он смыслит в колбасных обрезках?» В общем, бунтарю дают понять: тухлая колбаса всех вполне устраивает. А «шибко грамотные» и чересчур привередливые, которым «больше всех надо», шли бы куда подальше...


Похожая оценка ясно читается и меж строк сообщений о рогачевском скандале. Следственная машина только завелась, допрашивать еще и допрашивать, судебная перспектива пока туманна, а на подозреваемом будто клеймо уже выжгли — мол, скандалист, сутяжник, профессиональный жалобщик. Но что значит «профессиональный»? Получающий за «сигналы» твердую ставку плюс премиальные? Неужели ньюсмейкеру с Гомельщины аккуратно выплачивают валютные гонорары таинственные заказчики вроде всемирно известного скандалиста Джулиана Асанжа? Шучу, однако короля компроматов вспомнил не зря. Масштабы, конечно, несоизмеримые, но и Асанж, и нынешний рогачевский подследственный нажили себе армию врагов. И оппоненты контратакуют. Главу всемирной виртуальной книги жалоб WikiLeaks обвиняют в сексуальной агрессии. А рогачевского писателя в книгу жалоб исполкома — в вымогательстве. Был бы человек, а статья найдется? Вот, правда, вину еще доказать надо. Бывало, иного бандита хватают с оружием у виска жертвы, а все равно, гад, выкручивается. А тут анекдот просто: сварливый бывший чиновник якобы пытался опустошить карманы шефа гардеробщиков аж на 65 долларов. И кому–то вроде как бы намекал на презенты. Да еще от напуганных продавцов получил пакет с соком да мандарины (еще долларов на 5) в обмен на молчание о страшной тайне попахивающей колбасы... Не бог весть какой «рэкетир» и шантажист. Знавала Гомельщина и покруче.


Так что явно недотягивают до серьезных разоблачений эти жалобы на жалобщика. По логике, раз так любит фигурант эпистолярный жанр с уклоном в «очернение» — ищите в них клевету. Но, видимо, нет криминала в сотнях жалоб, инкриминируют–то мелкое вымогательство. Человек использовал законное право обращаться в различные инстанции. Вскрывал недостатки. Или установлен некий лимит на челобитные?


Возмутителя спокойствия знает вся округа. Значит, боролся, правду–матку резал с открытым забралом. Другой бы, может, стал подло строчить анонимки, трусливо прятаться за псевдонимами, подличать, распуская слухи. Этот же шел на амбразуру, пер напролом, возможно, перегнул палку в запале. А вообще — следствие должно разобраться. Вероятно, и КГК к изучению кипучей переписки рогачевца с чиновниками вполне может подключиться.


Я же, позволь, вернусь пока к размышлениям о жалобщиках, которых народ не больно жалует. Сказывается многовековая привычка не высовываться из толпы. Слишком долго процветали понятия: жалуешься — значит, стукач, изгой. В свою очередь, и жалобщики — люди крутого нрава, достанут любого. Часами могут отнимать чужое рабочее время, самозабвенно шуршать копиями запросов, отписок, апелляций. Ссылаются на законы и кодексы настолько занудно, что иной чиновник закемарит, не выслушав претензии до конца.


Надо, товарищи стрелки по недостаткам, делать поправку на ветер перемен! Нынче диск, флэшка, эсэмэска в редакцию газеты порой действуют мощнее, чем кипа желтых листов, убористо исписанных неряшливым почерком. Блоги, сайты, социальные сети, мультимедиа разят оппонентов по тяжбам наповал вернее многих вещдоков.


К слову, работа бойцов челобитного фронта, кстати, чем–то похожа на наше ремесло, не находишь, Роман? Недаром на постсоветском пространстве даже термин появился — «народный репортер». Кто такой? И блоггер, живописующий в LiveJournal махинации князьков, и просто парень, снимающий на мобильник беспредел гаишников, и пенсионер с кипой папок, радеющий за честность властей да чистоту тротуаров. При желании всех их можно обозвать кляузниками, доносчиками, клеветниками, обвинить в краже какой–нибудь зубной щетки и упечь за решетку. Но кто в итоге выиграет? «На то и щука, чтобы карась не дремал». Это — не заповедь подводных джунглей. Закон общества, которое не боится смотреться в зеркало.


Прогноз:


Дело закроют за отсутствием состава преступления. Бывший подозреваемый сделает выводы из своих ошибок, но запускать критические стрелы продолжит. Ведь для него рейды и расследования — не работа, не хобби, а образ жизни.


Веером проблем


Не смешивай в одну кучу мягкое и кислое. Это несочетаемые понятия — несправедливо обиженные граждане и махровые сутяги. Сообщение из Рогачева, как я понял, касается именно профессионального жалобщика, получавшего удовлетворение от самого процесса ябедничанья. Меня, честно признаюсь, сначала порадовала эта новость: неужели, думаю, лед тронулся — хоть одного такого типа привлекли к ответу? Оказалось, нет — его обвиняют в вымогательстве, а не в более вредной, на мой взгляд, деятельности — попытке парализовать работу государственных органов.


Объясню, что имею в виду. К счастью, у нас так заведено, что от письменной претензии не отмахиваются, ее не кладут под сукно — каждое обращение обязательно рассматривается, по нему принимаются меры. Именно поэтому книга замечаний и предложений, имеющаяся на каждом предприятии, является важным инструментом для контроля и наведения порядка, а не бессмысленной тетрадкой с пыльными страницами. В стране создана реально работающая система реагирования на жалобы людей. Но меня пугает, что некоторые товарищи видят в ней не тонкий механизм, позволяющий защищать свои права, а увесистую дубину. И лупят этой дубиной наотмашь по головам соседей, милиционеров, продавцов, учителей, врачей — в общем, всех, кто чем–либо не понравился.


Теперь слушай еще внимательнее. Каждая жалоба вне зависимости от обоснованности немедленно обрастает ворохом различных процедур, подчеркивающих серьезность отношения к ней. Она регистрируется, подшивается, копируется... Затем назначаются исполнители, ответственные за ее проверку, которые начинают кропотливо разбираться в предмете заявления. Выезжают в командировки, обходят множество инстанций, совершают массу звонков и рассылают уточняющие запросы. А на выходе нередко оказывается пшик. Говоря канцелярским языком, «изложенные факты не нашли подтверждения». Выражаясь проще, время и деньги, потраченные на разбор этой жалобы, выброшены на ветер. Если надуманная кляуза была одна — можно сокрушенно пожать плечами, но когда подобные обращения исчисляются сотнями и тысячами — впору сесть да подсчитать, какую дыру в бюджете прожигают профессиональные сутяги. И выставить им счет.


Кстати, думаю, если бы каждый жалобщик, веером рассылающий свои послания во все инстанции, был предупрежден о возможном взыскании различных издержек (разумеется, в случае неподтверждения изложенных им «фактов»), многие заявители не рискнули бы впустую марать бумагу. А так — никакой ответственности, пиши — не хочу.


Что в итоге? Покажу на примере нашего отдела журналистских расследований. В год он получает около 500 различных жалоб, из которых лишь пятая часть, как впоследствии выясняется, действительно по делу. Большинство же написаны в попытке максимально насолить различным недругам, и при детальном рассмотрении оказывается, что никаких оснований для гневного газетного материала нет. Еще часть обращений — попытка избежать уплаты госпошлины при обращении в суд или прокуратуру. Мол, газета бесплатно всех рассудит, осудит и посадит. Следующая часть начинается обычно громкими словами: «спрут коррупции, бессовестные махинаторы, наглое вымогательство» и т.д. Начинаешь разбираться — и выясняется, что «махинаторы» в лице сотрудников ГАИ совершенно справедливо требовали уплатить какой–то копеечный штраф, но нарушитель пообещал им «устроить веселую жизнь» и, как сеятель жменю зерна, рассыпал однотипные жалобы во все инстанции. В итоге несчастные гаишники пишут тонну рапортов и объяснений, а нахальный автовладелец злорадно потирает руки.


Наконец есть действительно кричащие письма. О том, как семья с малолетним ребенком осталась без жилья. Как человек пострадал от чиновничьего равнодушия. Как ветерана оставили без внимания. Но пока доберешься до посланий людей, действительно нуждающихся в помощи, приходится перелопатить груду необоснованных, а то и откровенно ложных обращений. Представь, во что превратилась бы работа пожарных, если бы четыре из пяти тревожных вызовов оказывались пустышкой.


Меня волнует, что пока никто всерьез не обратил внимания на эту проблему. И сутяги, чувствуя свою безнаказанность, уже начинают открыто делиться опытом в интернете. Вывешивают рекомендации, как организовать «методичную долбежку» различных учреждений. Хвастают друг перед другом своими успехами. Например, вот как восхищается местным челобитником одна дама: «Наш А.М.Сидоров молодчина, достал жалобами всех судей: то флаг на здании суда не тех размеров, то не тех оттенков, то не так приспущен в день траура, то мантия у судьи слишком короткая. Короче, веревки вьет из судей!»


Мне кажется, Сидоров не молодчина, а мелкий пакостник, отвлекающий заваленных работой судей от разрешения действительно болезненных людских конфликтов. Никакого восторга он вызвать не может, а вот брезгливость — вполне.


Прогноз:


Надеюсь, дело вымогателя из Рогачева даст повод присмотреться к разрушительной деятельности множества кляузников. Появятся поправки к законам, устанавливающие ответственность за «жалобу ради жалобы».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter