Зеркало нашей души

Президент продолжил знакомство с работами, претендующими на присуждение Государственной премии в этом году

Президент продолжил знакомство с работами, претендующими на присуждение Государственной премии в этом году. На прошлой неделе в центре внимания были научные разработки. Теперь настал черед посмотреть на достижения в области литературы, искусства и архитектуры. Всего на суд соответствующего подкомитета было представлено 8 работ. 2 из них были поддержаны. К присуждению высокой награды рекомендованы творческий коллектив Большого театра оперы и балета из 7 человек и композитор Владимир Кондрусевич.

Фото Виталия  ПИВОВАРЧИКА

Членам подкомитета, принимавшим решение, впору посочувствовать. Все выдвинутые работы — достойнейшие. Ну как выбрать между прославленным актером Ростиславом Янковским и детским писателем Михаилом Поздняковым? Или между кинодокументалистом Анатолием Алаем и скульптором Геннадием Буралкиным?

В сути своей все соискатели Госпремий выполняют одну миссию. В своих творческих проектах они каждый в своем жанре запечатлевают важный этап, какую–то значимую веху нашей истории. И из таких штрихов создается целостная картина белорусского государства, его прошлого, настоящего и будущего, портрет нации.

Разумеется, то, что какие–то работы не поддержаны подкомитетом, отнюдь не умаляет их художественной ценности. Необходимо создать все условия для того, чтобы полнее раскрыть потенциал авторов. С Анатолием Алаем Президент заговорил о национальном кино. Об уровне игровых картин маэстро рассуждать дипломатично воздержался. А о школе документального кино он самого высокого мнения. Тут же родилась идея цикла. Александр Лукашенко предложил режиссеру снять ленты о каждом из соискателей Госпремий этого года. И не просто снять, а привлечь молодых кинодокументалистов и поделиться с ними секретами мастерства. Анатолий Алай предложение с воодушевлением принял.

Об игровом кино Президент говорил с Владимиром Кондрусевичем. Композитор пишет потрясающе глубокую музыку, но сетует на малочисленность достойных сценариев. Которые бы сразу захватывали и вдохновляли на творчество. А ведь давно хочется появления, скажем, белорусского фильма, на который бы зритель массово шел по велению сердца. Президент предложил Владимиру Кондрусевичу подумать над решением этой задачи.

Здесь же, в театре, прошел и концерт–презентация с показом фрагментов лучших спектаклей, рекомендованных к присуждению Государственной премии. Пройдет немного времени — и интрига — кто в первых рядах? — окончательно разъяснится с подписанием Президентом соответствующего указа.

kryat@sb.by

Говорят соискатели Государственных премий в области литературы, искусства и архитектуры:


Нина Ломанович, народная артистка, главный хормейстер Большого театра оперы и балета:


— В опере «Седая легенда» на меня особое впечатление произвели массовые батальные сцены. Это одна из творческих удач и сильнейших сторон нашего режиссера Михаила Панджавидзе. Сценически эта история воплощена очень ярко. Все — и зрители, и сами артисты — отмечают, что спектакль не статичный, эмоционально насыщенный. Это в том числе заслуга композитора Дмитрия Смольского. И мне радостно от того, что есть еще современные белорусские композиторы, которые могут работать с таким сложным жанром, как опера, и делать это блестяще.

Анастасия Москвина, народная артистка, ведущий мастер сцены Большого театра оперы и балета:


— «Седая легенда» — не первый спектакль по произведению Владимира Короткевича, который идет на сцене Большого театра. Мне также посчастливилось играть в его «Дикой охоте короля Стаха». Спектакли интереснейшие, но и ответственность на артистах лежит очень большая — все–таки классик белорусской литературы. Кроме того, артистам оперы, в отличие от коллег из драматических театров, редко приходится работать напрямую с автором, поэтому нам очень приятно, что Дмитрий Смольский приходит на каждый спектакль, дает советы, подсказывает, направляет.

Станислав Трифонов, заслуженный артист, ведущий мастер сцены Большого театра оперы и балета:


— «Седая легенда» — это самобытное произведение Владимира Короткевича, признанного классика белорусской литературы, которое, на мой взгляд, в рекламе не нуждается. Опера необычная: очень динамичная, события развиваются быстро, зритель не успевает заскучать. Вторая редакция «Седой легенды» получилась, на мой взгляд, более интересной, хотя и более сжатой. Работалось над постановкой легко, за что, конечно, спасибо коллегам и всей творческой группе.

Александр Костюченко, главный художник Большого театра оперы и балета:


— Для меня большая честь прикоснуться к творчеству Короткевича и Смольского и работать над этим национальным проектом. Перед тем как приступить к работе над сценографией «Седой легенды», я посетил дворец в Ружанах, Несвижский и Мирский замки. Они подпитывают, вдохновляют, наполняют гордостью за свою страну и ее историю. Хочется, чтобы после просмотра спектакля зритель вышел и с гордостью подумал: «Я — белорус!»

Владимир Кондрусевич, композитор, член Белорусского союза композиторов:


— Счастлив, что когда–то в моей жизни появился музыкальный театр, с которым я сотрудничаю уже не одно десятилетие. Всю свою творческую жизнь связан с Наталией Гайдой. Свой первый мюзикл, «Джулия», написал специально для нее. Она же играла во всех последующих — и в «Стакане воды», и в «Софье Гольшанской». Она была и остается моей музой, великолепной артисткой, прекрасным другом.

Работа над «Софьей Гольшанской» шла долго, были проблемы с либретто. Я никак не мог найти либреттиста, который бы достойно перенес эту историческую хронику на музыкальное полотно. Но потом случилось чудо, я встретил Елену Турову. Считаю, у нее все получилось просто блестяще. «Софья Гольшанская» — наша большая творческая удача.
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости