История одной фотографии художника Владимира Зинкевича

Зеркало художника

Нечасто мне доводилось видеть Владимира Зинкевича вот таким, как на этой фотографии, — сосредоточенным и погруженным в себя. Обычно он улыбается, здоровается, говорит что–то ироничное и усмехается. Иногда чуть растерянно, почти по–детски.


Возможно, в мастерской перед холстом или листом бумаги он серьезен, задумчив, даже грустен. Не все и не всегда у художника получается, каким бы хорошим он ни был, но на людях профессор и заведующий кафедрой монументально–декоративного искусства БГАИ виду никогда не подает, словно все у него катит...

У меня есть большой альбом, где собраны лучшие произведения живописца. И оригиналы я видел на многих выставках. Останавливался, иногда подолгу смотрел, пытаясь вникнуть и понять его живопись. Пытался найти точную метафору или сравнение. Так продолжалось много лет, но работы художника оставались загадкой.

Однажды, это было поздней осенью, когда земля, как черный хлеб солью, посыпана сухим снегом, я понял, что мне напоминают холсты Владимира Зинкевича. Они похожи на фильмы Андрея Тарковского. Могу долго перечислять любимые фрагменты–метафоры, главные и второстепенные образы, рассказывать о медленном движении камеры. Оно такое медленное и тягучее, что кажется, человеческая фигурка на горизонте едва движется. И кто там вдали — не понять. Мужчина это или женщина? А может, и не человек даже, а ангел со сложенными крыльями. Что–то есть в образном строе связывающее искусство белорусского художника и великого режиссера. Связывающее неподвижную живопись и постоянно текущее изображение на киноэкране.

Даже если камера по указке режиссера застыла, глядя на ручей, то вода продолжает двигаться, трава вытягивается и трепещет, отражения деревьев дрожат, а пар поднимается, как дыхание. О чем эти кадры? Так и не скажешь, ибо нет в них литературного сюжета. Но ты глядишь, волнуешься и не можешь оторваться.

Что–то близкое и подобное делает и Владимир Зинкевич. Глядишь, видишь, пытаешься понять, а не можешь. Смысл ускользает, исчезает, как дым, как вода.

Или вот еще сравнение. Смотришь в безоблачное небо, чувствуешь ветер, но его не видишь...

Работы Зинкевича узнаются сразу. Они приметны именно неторопливым созерцанием, колебанием оттенков одного и того же цвета, повторами ритмов... Они действительно напоминают кадры фильмов, эти застывшие в полете драпировки, согнутая трава, текущая изменчивая вода. На его полотнах, как в старых зеркалах, маячат и проступают загадочные образы: прекрасные женщины, старинные предметы, странные, удивительные пейзажи, огонь, дым, туман...

У Владимира Зинкевича много известных учеников, окончивших нашу академию, но все они совершенно не похожи на своего учителя.

ladzimir@tut.by

Фото любезно предоставил Евгений КОКТЫШ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter