Зеркало для юзера

Интернет-пользователи  стали  «среднестатистическими»

Интернет-пользователи  стали  «среднестатистическими»

Вопрос, кто же сидит в Интернете, начинает  не на шутку беспокоить маркетологов. Ведь активные пользователи глобальной мировой сети становятся перспективной рекламной аудиторией для широкого круга производителей. Считается, что при проникновении Интернет-услуг на уровне 30—40 % становится возможным проведение методом онлайн-опроса маркетинговых исследований. Беларусь уже вплотную приблизилась к этой отметке, поэтому совсем немудрено, что крупные мировые исследовательские компании, не сговариваясь, начали составлять на регулярной основе портрет среднего белорусского пользователя. Несмотря на различия в методиках, он получился очень даже колоритным.

«Вопрос проведения регулярных исследований Интернет-среды возник не на пустом месте, — отмечает директор по операциям компании «Gemius» в России и Беларуси Марина Соловьева. — Цель подобных мониторингов во всем мире одинакова – дать ряд ответов на насущные для онлайн-рекламодателей и издателей вопросы: каков социально-демографический профиль типичных пользователей Интернета, какими веб-сайтами они больше всего интересуются, какую аудиторию можно охватить, запустив рекламную кампанию на конкретном сайте?» Согласно оценкам «Gemius» уровень проникновения Интернета в Беларуси в августе 2008 года достиг 28,17 % и около 2,33 млн. человек уже успели приобщиться к глобальным сетевым сервисам. В принципе, эти цифры практически полностью соответствуют данным, озвученным в начале года Министерством связи и информатизации: официальный уровень проникновения Интернет-услуг в стране, по мнению специалистов этого ведомства, составил  27 %.

Как указывают московские аналитики из «Gemius», в Беларуси сегодня наблюдается весьма любопытная тенденция установления гендерного сетевого «неравенства». В отличие от своих ближайших соседей — России, Украины, Литвы, Латвии и Польши — Беларусь выделяется значительной долей пользователей-женщин, которая составляет 54 %. При этом даже среди наиболее активной возрастной группы 15—24-летних прекрасный пол занимает доминирующее положение – 53,1 %. Специалисты обращают внимание на то, что мужчины более всего склонны искать информацию о спортивных событиях и только затем обращают свое внимание к текущим новостям, в то время как женщины предпочитают использовать коммуникационные ресурсы Интернета (различные форумы и сетевые сервисы) плюс для них также важно постоянно быть в курсе последних событий.

Принято считать, что Интернет — удел молодежи. Так, 53,1 % отечественных юзеров пребывают в возрастной группе 15—25 лет. Но результаты мониторинга показывают, что всемирная сеть все более затягивает и взрослое население. Около 7 % пользователей сегодня относятся к числу 45—54-летних граждан, а 4,5 % уже отпраздновали свое 55-летие. Специалисты отмечают: с годами профиль пользователя Интернета становится все более близким статистически среднему белорусу. Правда, различия в пользовательской культуре в данном случае налицо. В противовес людям среднего и старшего возраста, пользующимся Интернетом для рабочих целей, большинство юных юзеров привлекают развлекательные ресурсы и возможности онлайн-шоппинга. Так, свой опыт в электронной коммерции декларирует в основном молодежь. Как оценили эксперты, хоть раз покупки совершали 15 % пользователей Интернет-услугами.

Результаты еще одного исследования, проведенного Международным агентством социальных и маркетинговых исследований «МАСМИ», показывают, что сетевое сообщество является достаточно образованным: абсолютное большинство пользователей – 41,1 % – закончили высшее учебное заведение. Около 24,7 % имеют незаконченное высшее образование, а 6,1 % – два и более раза получали дипломы вузов. Однако три самые распространенные группы среди интернет-пользователей Беларуси в зависимости от рода занятий – это студенты, специалисты и топ-менеджеры. Другие категории представлены не так широко. «Хотя студенты – довольно большой сегмент белорусской онлайн-аудитории, средний доход пользователя можно охарактеризовать как средний и даже выше. Так, 11,1 % пользователей имеют постоянный  доход в размере  700—900 тыс. рублей, 11,6 % — от 900 тыс. до 1,2 млн. рублей. Около 8,7 % зарабатывают более 2 млн. рублей в месяц», — поясняет  руководитель проекта «Online Монитор МАСМИ» Мария Райская.

Согласно результатам исследования «Gemius» более 44,7 % онлайн-пользователей Беларуси проживают в Минске и Минской области, и с точки зрения географии аудитория Байнета распределена неравномерно. Так, далее по активности следуют Гомельщина (17,5 %) и Витебщина (15,1 %). В Брестской области сосредоточено около 11,5 % отечественных пользователей, в Могилевской — 6,0 %. Самой малочисленной остается Гродненская область — всего 5,3 %. Специалисты связывают это с недостаточно развитой инфраструктурой, но при этом указывают: наблюдается четкая тенденция географического выравнивания. Большинство респондентов исследования обычно имеют доступ к Интернету в нескольких местах – 42,28 % выходят онлайн из дома плюс откуда-либо еще. Значительно меньший процент опрошенных (27,72 %) имеют возможность использовать сеть одновременно и дома, и на работе. Очевидно, что доля «домашнего» Интернета постепенно растет, однако если рассматривать количество времени, реально проведенного в сети, то здесь по-прежнему лидирует доступ с работы. «Минск пока еще отличается от Москвы пиковыми показателями выхода в Интернет. Массовое пользование стартует ровно в 9.00, когда в большинстве организаций начинается рабочий день, а в 18.00 активность заметно снижается. Правда, к 21.00 вновь можно заметить всплеск подключений – это пользователи выходят в сеть со своих домашних компьютеров», — указывает Марина Соловьева. Кстати, нельзя не заметить, что за последнее время число домашних подключений заметно выросло, – специалисты связывают это не только с ростом компьютерного парка в стране, но и с либерализацией цен на услуги широкополосного доступа в Интернет. Фактически за календарный год они подешевели ровно в два раза.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter