Зеркало для героя

Фильмы Александра Карпова и Сергея Катьера примут участие в кинофестивале «Киношок–2006»
Фильмы Александра Карпова и Сергея Катьера примут участие в кинофестивале «Киношок–2006»

Представлять Беларусь в конкурсной программе открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок», который состоится в сентябре этого года, станут работа Сергея Катьера «Рождество» и фильм главного режиссера «Белвидеоцентра» Александра Карпова. Для него это уже третий фестиваль в Анапе.

— Александр, почему, как вы думаете, выбрали ваш фильм?

— Видимо, потому, что он действительно шоковый. Хотя сегодня знаете, о чем нужно говорить? О том, что «Белвидеоцентр» производит 40 документальных фильмов в год, а «Беларусьфильм» — 7. И наград у нас гораздо больше. Наши фильмы часто показывают по телевидению, и все считают, что это снимает БТ или киностудия. Но основной производитель — это мы. А наши успехи замалчиваются, им не придают значения.

— А чего не хватает «Беларусьфильму», на ваш взгляд?

— Ну чего?.. Помните, где по Булгакову начинается разруха?..

— Расскажите о вашей новой ленте.

— Она называется «Поговорим на «ты», или Сеанс культурной лепки, как психоанализ». И если вы ее не видели, сложно объяснить, о чем она...

Фильм снимался в мастерской замечательного белорусского скульптора Николая Байрачного. Оригинальность приема заключается в том, что по ходу фильма художник работает над портретом. А когда это происходит, опытный мастер, даже помимо воли, выявляет те психологические черты модели, которые она порой скрывает или сама не подозревает об их существовании. В фильме происходит неспешный разговор между моделью и скульптором. В качестве модели я предложил сам себя...

— ?

— А никто другой не рискнул бы. Если хотите, это своего рода жертвоприношение. В итоге я все–таки пошел на цензурные и чисто стилистические сокращения слишком личных эпизодов, которые не несли особой смысловой нагрузки. Мы сделали это не в силу стеснительности, а в силу неготовности нашего общества принять такие вещи. Я, например, не боюсь крутых выражений. В устах интеллигентных людей они, по–моему, и звучат по–другому. Но в фильме подобное могло бы быть неверно истолковано публикой.

— А когда общество будет готово принять все, что хотят ему сказать творцы?

— Когда? Может, когда–нибудь и будет, но помните, как говорил Некрасов: «Жаль только жить в эту пору прекрасную...» А по большому счету в обществе всегда готовы слушать и слышать только единицы.

— Какое место, на ваш взгляд, занимает «Киношок» на фестивальной карте сегодня?

— Он один из самых крупных фестивалей. Такой же, как сочинский «Кинотавр», Московский международный, ханты–мансийский «Дух огня», питерский «Послание человеку». И авторитетный.

— А вам не кажется, что он постепенно утратил свой изначальный эстетический заряд, утратил эту самую «шоковость»?

— Фестиваль просто идет вслед за кино. А оно, по–моему, уже выплеснуло весь шок, всю ту пену и желчь, что скопились в обществе в свое время. Художник высказал свои самые болезненные сомнения. Постепенно и у общества к такому кино пропал интерес. Найти какой–то новый шок, чтобы это не было просто провокацией или ярким ругательством, — сложно. Тем более чтобы в нем содержался смысл, а не просто эффектное шоу: выйти и сказать: вы все уроды. Сегодня, как мне кажется, шок заключается в каком–то перевертыше сознания. Вы смотрели на эту вещь так, а теперь — посмотрите по–другому. Но, к сожалению, многие наши белорусские картины в основном, я бы сказал, вербально–информационные. Они начинаются и заканчиваются на уровне разговоров.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter