Как дядя Вася из-под Ивья со своей историей вписался в жизнь театральную

Земные заботы

Приходя на Комаровский рынок, люблю поговорить с продавцами собственной деревенской продукции о жизни. А еще пошутить.

У дяди Васи из деревни Субботники Ивьевского района на «Комаровке» я покупаю творог уже несколько лет. Продукт у него замечательный, хотя и дорогой. Постоянным клиентам делает скидку. Говорит, что готовит творог по какому-то польскому рецепту, доставшемуся от бабушки. Он и сам немолодой. Спрашиваю, почему ездит из такого далека. Отвечает, что сын привозит его раз в неделю. Тому надо по работе в Минск.

Недавно мой «творожник» был грустным и растерянным. Что случилось? Рассказал, что у родной сестры, что живет в Ивье, беда, а как помочь — не знает. Еще осенью сестра потеряла работу. До пенсии остался год. Без мужа вырастила двоих сыновей. Младший поступил учиться в Минск, на платное. Вместе со старшим, который работает в Ивье, собирали деньги на учебу. И вот старший тоже остался без работы. Надумал поехать на заработки в Польшу, а потом еще куда-то. Стали приходить денежные переводы. Писем не слал. Только однажды пару слов: «У меня все хорошо». Потом пришло сообщение о смерти.

Сцена из спектакля «Опиум».

Рассказывает дядя Вася эту историю, а я думаю, откуда я все это знаю. Где слышала? Вроде и не очень типичная история. И тут вспомнила, что подобный сюжет видела в театре. Белорусский драматург Виталий Королев написал пьесу «Опиум». Она совсем не выдуманная, а документальная. Все происходит в Рогачеве в наши дни. В хрущевке на улице Ленина живет семья Коваленко: мать и ее сыновья, старший Коля и младший Андрей. Действие разворачивается на фоне трех экранов, где демонстрируются будни родной страны: закрома родины наполняются зерном, на полях активно работают комбайны, стада породистых коров представлены символом достатка и благополучия. А опиум — это не дурман. Это название дорогих духов, которые Андрей подарил любимой девушке.

Этот спектакль не идет в каком-либо конкретном театре. Его играет сборная команда артистов. Чтобы пьеса увидела свет, творческая группа собрала деньги со зрителей через краудфандинговую платформу. Режиссером стал Александр Марченко из Республиканского театра белорусской драматургии. Художника Андрея Жигура пригласили из Витебска. На белое полотно сцены насыпали несколько мешков земли, и эта земля стала играть. Ее собирают, рассыпают, превращают в песочницу и могильный холмик. Земля — живое существо, без которого человеку не прожить. Она кормилица. Она и проводит в последний путь.

Спектакль «Опиум» принадлежит центру визуальных искусств «Арт Корпорейшн». Два года назад голосованием на интернет-портале стал лидером среди всех театральных работ. Сейчас ездит по фестивалям. В Минске его можно посмотреть на новой театральной площадке, которая называется «ОК 16». Это новый тип культурного пространства. Бывшие корпуса станкостроительного завода приспособили для творческой индустрии. Каждый может прийти и показать свой талант, пообщаться с критиками и зрителями, послушать интересные лекции. Почти бесплатно или за небольшие деньги. На улице Октябрьской можно увидеть современный театр, где открыто говорят о том, что волнует каждого здесь и сейчас.

Так дядя Вася из-под Ивья со своей историей вписался в жизнь театральную, хотя, скорее всего, никогда туда не заглянет. Ему не до театров. Ему надо масло сбивать, сметану собирать, творог делать. Все это продавать и заработанные деньги вкладывать в то, что растет и кормится на земле. Дядя Вася и театр — явления несочетаемые? Но выходит, что театр знает дяди-Васины проблемы. Это театр пришел к дяде Васе. Объединила их земля.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter