Идем на избирательные участки, голосуем за нашу Конституцию!

Земные заботы

Так между нами повелось: в особые для страны дни, даже в часы неожиданных испытаний, мы обязательно обмениваемся мнениями. В основном по телефону — для оперативности, встречаемся же в редких командировках или отпусках. Это простые сельские мужики, работающие на тракторе, в фермерском хозяйстве, на подворье. Таких адресов и собеседников у меня несколько, есть на Витебщине, Брестчине и на родной Могилевщине. 

Конечно, сейчас, в канун референдума, самое время сверить с ними часы. И раздались звонки из деревни…

Бывалые сельские мужики любят поговорить за жизнь. Если уж совсем откровенный разговор пойдет, могут и по Президенту «пройтись». И — молодцы: не в каком-то там сомнении, а именно в хорошем смысле: правильный, мол, он мужик — Александр Григорьевич, труд на земле знает не понаслышке, тут его ни на чем не проведешь. И всегда с особой теплотой говорит о крестьянах, старается им обязательно чем-то подсобить. Нет ни у кого такого лидера, как у нас, убеждают меня мужики. Земной человек! А что меня убеждать, ведь и сам знаю: Президент всегда предпочитает «идти от земли».

Главная тема для разговоров — земля. После погоды она на втором месте. Как родит, что лучше посеять или посадить, в какие сроки, хорошо ли эту самую землю обманывать, то есть не вносить удобрения, запускать, не обрабатывать, и почему у соседа урожаи выше… Десятки аргументов, причем все обстоятельные, проверенные собственным мозолем. И — обязательно о том, у кого сколько соток, гектаров используется, под что и где здесь упущенная выгода.

Что характерно, у витебских и брестских моих визави несколько разные в этом направлении запросы и подтексты.

Витебские — те в основном земли побольше у местных властей не просят. Ее им и так вроде хватает. Более того, порой солидные участки возле самых деревень уже не распахиваются, а уходят под травы, которые, увы, не всегда владельцы и скашивают. То есть налицо иногда некая смена приоритетов: в иных здешних селах далеко не каждый хозяин берется обрабатывать максимум земли, как это было раньше. С большого подсобного хозяйства, которое не могло содержаться без активного земледелия, сельчане, особенно преклонного возраста, хотя и не только, переключаются на... магазин. Как горожане. А что? В сельмагах всегда все есть из продуктов: молоко, сметана, мясо куриное, свиное, колбасы. 

Эта тенденция касается не всех. Достаточно сельчан держатся за свое хозяйство с одной, а то и с двумя-тремя коровами, среди них и молодые труженики. Их всячески поддерживают исполкомы, руководство сельхозпредприятий, поощряют ведение личных подсобных хозяйств, фермерство. Такой вот неодинаковый подход у витебских крестьян. Что-то похожее происходит в могилевских деревнях. 

Причины? Разные. Кроме индивидуальных, демографических, есть еще объективные. Например, в крупных и состоятельных сельхозпредприятиях даже стимулируют своеобразное безземелье. Логика понятна: сельчане трудятся эффективно на рабочих местах, без раздвоения, так сказать. Это когда надо было с утра накормить свою скотину и прополоть огород, а вечером спешить снова на подворье, где, кроме детей, семьи, ждали обязанности по хозяйству. Сельхозпредприятия забрали все земли в севооборот, обрабатывают их с помощью современных машин и технологий, а своим работникам, ветеранам труда выдают уже готовую продукцию. Различными овощами, молочными и мясными продуктами.

Это прогрессивная тенденция, ее может позволить себе развитая аграрная держава. Таких примеров достаточно по регионам. 

Но в противовес витебским и могилевским трендам брестские, скажем, аппетита к земле — своей или арендуемой — не утратили. Даже на фоне той самой тенденции, о которой только что сказал. И даже учитывая тот факт, что здешние сельхозпредприятия куда крепче экономически и, как следствие, в социальном плане.

Знакомый фермер из Столинского района всегда при разговоре заводит одну и ту же пластинку: все отлично, живем, трудимся, выращиваем продукцию себе и людям, но… нам бы еще землицы гектар-другой. Когда говорю ему о полупустующих витебских сотках, диву дается: как можно! Не хватает ему земли, его коллегам. На доброе дело. Там, как известно, это не простая проблема (ну, нет свободной земли, да еще под самым боком), ей занимаются власти. И подвижки в лучшую сторону есть.

А феномен здесь в другом. Одна Беларусь, уклады крестьянские вроде одинаковые, а, смотри ж ты, какие непохожие подходы! Там, на Столинщине, не только гектар — каждый сантиметр земли работает чуть ли не с февраля и до поздней осени. Это просто неподражаемое зрелище, трудовой муравейник какой-то!..

При всем при том что в целом радует? И там, на Витебщине, и здесь, на Брестчине, — везде сельчане работать любят и умеют. Немного по-разному, со своим исконным колоритом и традициями, но получается у всех. Наше государство эти особенности отлично знает и уверенно поддерживает любые начинания. Включая и земельный вопрос. Предельно внимательно и щепетильно к нему относится Президент (помните его пресловутое «идти от земли»?). 

Вот и 15 февраля на совещании у Главы государства по вопросам совершенствования земельных отношений разговор был обстоятельный и требовательный, изучали еще раз каждую только на первый взгляд мелочь. «Наш принцип — подходить ко всем изменениям взвешенно. Предоставление земельных участков должно не столько приносить государству экономическую выгоду, сколько отвечать ожиданиям населения и реально решать его проблемы. Земля — национальное достояние и важнейший ресурс. Нам надо не только использовать ее рационально, но и сохранить для будущих поколений», — подчеркнул Президент. Напомню, Александр Лукашенко в целом поддержал предложенные Правительством новации в сфере земельных отношений, но поручил ряд из них доработать и внести поправки в законодательство не указом президента, а путем поправок в Земельный кодекс.

…На днях раздались те самые звонки, с которых начал свои заметки. Лейтмотив разговоров накануне референдума с «моими» мужиками примерно одинаков: идем на избирательные участки, голосуем за нашу Конституцию! Тот самый фермер, который не прочь еще разжиться землицей, спросил, как всегда, откровенно: «Слушай, мы уже в поле, работаем, планы на этот год большие, а тут видишь, какие новости в мире. Что скажешь?» Он имел в виду, конечно, недалекую Украину. «Молодцы, так и надо! — говорю ему абсолютно спокойно. Ты же слышал слова нашего Президента, сказанные им на оперативном совещании с военными: «Никакой паники, абсолютно никакой! Все мероприятия, которые запланировали, проводим: и спортивные, и общественно-политические — все мероприятия. Никакой сегодня угрозы для страны нет». — «Вот и хорошо! Стало быть, сеем и готовимся собирать урожай», — обрадовался фермер.

Толковые, надежные у меня мужики!

mikhovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter