Землю не обманешь

Вчера в стране было убрано уже 3 миллиона тонн хлеба
Вчера в стране было убрано уже 3 миллиона тонн хлеба

Древний философский диспут о роли личности в истории решается в эти дни... на белорусских полях. Да, да, как бы громко это ни звучало. И сейчас я объясню, почему. Буря, катком прокатившаяся по большей части страны, как бы уравняла шансы хлеборобов. Природу, конечно, нельзя победить, да это и не нужно, но к ней можно и нужно приспосабливаться. Так вот, одни хозяйства в сложной ситуации демонстрируют, что с этой капризной дамой можно поладить, другие же (к счастью, их абсолютное меньшинство) безропотно сдаются на милость победительницы. Как исторические личности проверяются на сломе эпох, так и в нынешней уборочной кампании на первый план выходит личность руководителя хозяйства. Это не пафос. Государство техническую часть задачи решило, комбайнов в стране достаточно, теперь все зависит от этого человека: как он построит свою деятельность и работу коллектива. В поездке по стране — вчера это были Минский и Логойский районы — журналисты вслед за Президентом имели возможность неоднократно в этом убедиться.

Например, на 1–й Минской птицефабрике вчера Александр Лукашенко заметил, что территория возле сушилки не слишком приспособлена и облагорожена. Президент считает, что хозяйства под самым Минском должны быть европейского типа и вида. Справедливости ради нужно сказать, что зерноочистительно–сушильный комплекс еще, простите за каламбур, сыроват: только–только запущен. «А что здесь планируете поставить, а здесь?» — интересуется у директора фабрики Александр Лукашенко, указывая на бесхозные участки возле самой башни. Рядом с ней, блестящей от новизны, как–то контрастируют разбитые окна другой, старой, сушилки. Хозяйский подход должен чувствоваться везде... Президент пообещал приехать и посмотреть на весь комплекс, когда он будет окончательно доведен до ума, и отправился на поле Минской птицефабрики им. Н.К.Крупской (так уж получилось, что из–за циклона пострадали поля обеих птицефабрик).

Кортеж Президента выезжает на витебскую трассу и в одном из мест останавливается у обочины. Тритикале колосится прямо возле дороги, комбайн, как парикмахер машинкой, филигранно стрижет поле, оставляя после себя ровные гладкие полосы. Александр Лукашенко вспоминает, что еще пять лет назад это были бросовые земли: «Стыдно было ехать по дороге!» Директор Петр Ярмош уточняет, что урожайность едва доходила до 15 центнеров с гектара. «А сегодня?» — интересуется Президент. «На том месте, на котором мы с вами стоим, доходит до 70», — отвечает он. И не требуется лучшего доказательства того, что все–таки можно, если захотеть, и особо не надеяться на авось и дедовские методы, а обрабатывать землю в соответствии со всеми современными технологиями.

В Логойском районе ситуация точно такая же. Здесь Президент, похоже, окончательно убедился, что в стране будет хлеб, о чем и сообщил нам, журналистам: «Я абсолютно убежден, что сегодня обстановка не катастрофическая и даже и не сложная». Вчера, по информации Александра Лукашенко, страна перевалила за трехмиллионный рубеж собранного хлеба и стало ясно, что потери от урагана — минимальные. При этом, пожалуй, впервые в этой поездке он улыбнулся, а позже и сам признался, что у него хорошее настроение.

Я, конечно, тоже не мог не воспользоваться возможностью задать вопрос Президенту. Чего греха таить: шальные бури и раньше залетали на нашу территорию, однако в этот раз сельское хозяйство и государство в целом совершенно иначе проявили себя в сложной ситуации. По крайней мере, в поездке по пострадавшим регионам ни разу не приходилось слышать стенаний по поводу погоды. Наоборот, каждый руководитель уверял, что трагедии нет, и не снимал с себя взятых ранее обязательств. Как государству удалось добиться этого?

Александр Лукашенко считает, что «мы должны быть готовы к работе в любых условиях, потому что все наше сельское хозяйство находится в зоне рискованного земледелия». По его мнению, главное — не допускать «нерадивости и расхлябанности», землю, как говорится, не обманешь. «Если бы мы в этом году раньше посеяли, мы бы сейчас не переживали, а к этому времени уже 85 процентов было бы убрано», — уверен Президент. Конечно, есть и проблемы технического характера, но главное, по его мнению, все–таки умелая организация. «Это был для нас очень серьезный урок. Этого больше не будет», — заверил всех присутствующих Александр Лукашенко.

За два–три года по уровню технологий белорусское сельское хозяйство должно подойти к уровню европейских государств. «У нас уже село стало рентабельным. Скажете об этом где–нибудь в окрестностях — Прибалтике или России — не поверят. Важно сохранить положительную динамику, чтобы хозяйства вновь не оказались в долговой яме. Еще несколько лет — и мы значительно превзойдем советские показатели. Тогда мы все сможем спокойно смотреть в будущее», — уверен Президент. Журналисты его еще спрашивали о предвыборной кампании. Так вот, эти слова о будущем, по–моему, и объясняют, почему, по выражению Александра Лукашенко, ему не требуется какая–то специальная «пиар»–кампания. Просто всем, сказал Президент, надо делать свое дело.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter