Землю маслом не испортишь?

Некоторые автомобилисты считают, что после них — хоть трава не расти. И не растет
Некоторые автомобилисты считают, что после них — хоть трава не расти. И не растет

Глянув на текущее мимо канистры отработанное машинное масло, водитель старенького «Ниссана» не шелохнулся — земля все стерпит. Так же беззаботно рассуждают и многие другие жильцы моей пятиэтажки, ремонтирующие свои авто на парковке у дома: соседний газон с прошлогодней травой пестрит масляными пятнами. Те, кто их оставил, не знают, что в ближайшие 10 лет на этой земле не проклюнется ни один зеленый росток...

Чемодан без ручки

В среднем автомобилисты меняют моторное масло (4 — 6 литров!) каждые полгода — как только проедут очередные 10.000 километров. Некоторые для этого посещают сервисные центры и СТО, остальные сами делают машине «переливание крови» — в деревенском гараже приятеля или прямо во дворе собственной многоэтажки, установив пустую канистру с воронкой под двигателем... Какая–то часть жидкости наверняка прольется на землю и, как утверждают специалисты, в ближайшие годы на этом месте будет зиять безобразная проплешина — по токсичности отработанное моторное масло имеет 2–й класс опасности!

«Одни годами хранят его на балконах, другие выплескивают прямо на землю... А по весне оно с талыми водами стекает в наши озера и реки — например, в Березину!» — негодует наш читатель из Борисова В.Петров. Возмущение его понятно: всего 1 литр моторного масла способен загрязнить 2 миллиона кубометров воды. Знакомые автомобилисты подтвердили: отработанное масло действительно девать некуда. Разве что спустя несколько лет снова залить его в машину, однако хватит такого «вторсырья» ненадолго — вскорости придется снова менять...

— Раньше (лет 15 — 20 назад) избавиться от масла было проще: специальные контейнеры стояли в каждом гаражном кооперативе, где на все машины хватало места, — посетовал владелец немолодого «Фольксвагена–Пассат» Филипп Лукьянчиков. — Теперь же, когда забиты даже дворовые парковки, приходится оставлять автомобили вдоль прилегающих улиц. Там же и масло меняем — а что поделаешь, не каждому по карману заплатить сотрудникам СТО примерно 100 долларов: это — 5 литров масла, масляный фильтр и собственно работа автослесаря.

Пойди туда не знаю куда

Откровенно говоря, направляясь в минский гаражный кооператив «Юго–Запад–2» (говорили же, что в ГК сохранились емкости для отходов), я ожидала встретить там с десяток автолюбителей, дисциплинированно сливающих старое моторное масло в специальный бак. Ан нет! Водителя, ремонтирующего авто на эстакаде, я нашла. Гаражи, пол в которых заляпан масляными пятнами. Ненужные запчасти, валяющиеся как за забором ГК, так и на территории, сфотографировала. А вот пузатой мини–цистерны для отработанного масла не приметила.

— Наш ГК находится в природоохранной зоне, и менять на его территории масло запрещено, — садясь в свой «Форд», категорично заявил председатель ГК И.Мущинский. Правда, сам он свою фамилию журналисту «СБ» назвать отказался — пришлось подсмотреть ее в документах кооператива.

Что любопытно, собственники гаражей председателя поддержали: мол, масло меняем в боксах родственников, а отходы сдаем — по адресу улица Семашко, 31 есть 4–тонный контейнер, туда и отвозим.

Тут же отправляюсь на Семашко. На вопрос, как пройти к дому № 31, местные жители только руками разводили — то в одну сторону направляли, то в противоположную... За полтора часа я побывала в Доме правосудия, автошколе, 9–й городской клинической больнице, СТО, гаражном кооперативе «Содружество–13» (там, кстати, впервые увидела–таки жутко грязный, но наверняка использующийся бак для слива отработанного масла), на стройке нового микрорайона Дружба, но многотонного контейнера так и не нашла. Видно, не так уж часто водители сюда заезжают, раз не в курсе, что заветное место несколько лет назад сровняли с землей.

Сдал масло — лей бензин

Как же быть добросовестному автомобилисту? Неужто в самом деле «до лучших времен» хранить на балконе десятки литров токсичной жидкости? Как рассказали в Минском городском комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды, сбором отработанного машинного масла в городе занимаются несколько организаций, в том числе и ОДО «Экология города».

— Пусть привозят к нам, — едва я очертила проблему, предложил директор фирмы Виталий Бровка. — Мы находимся по адресу: улица Бабушкина, 14 — это в поселке Колядичи под Минском. Собираем отработанное масло в ГК, на СТО, в гаражах автопредприятий — в месяц выходит по 50 — 60 тонн. Затем сдаем его на переработку — в качестве замены мазуту или как эмульсию, нужную для изготовления бетонных плит. Иногда и сами автолюбители привозят отработанное масло — в прошлом году человек 10 наведались. За 1 литр даем 85 рублей — если сдать «запас» за несколько лет, окупится затраченный на поездку бензин.

При большом желании, если не считаться с личным временем и расходом топлива, отработанное масло можно сдать и на нефтебазу РУП «Белоруснефть — Минскоблнефтепродукт», которая находится в городском поселке Фаниполь в 25 километрах от центра столицы.

— Проблема и в самом деле существует, — подтверждает начальник нефтебазового хозяйства Виктор Примак. — Масло из собственной машины я использую как топливо для отопительного котла — там оно сгорает без остатка, но такая возможность утилизации есть далеко не у всех. Как мне кажется, решить проблему можно довольно просто: раз моторное масло продают почти на всех автозаправках, то почему бы не установить там же контейнеры для его сбора? Уверен, водители будут с радостью сдавать отходы — и от токсичного вещества избавятся, и небольшое вознаграждение получат. Дело — за реализацией задумки...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter