Земляничный рай – Лунинецкий край

КЛУБНИЧНЫЙ бум закончился. И теперь до следующего июня деревня Дворец и весь Лунинецкий район будут жить спокойной размеренной жизнью. А всего-то несколько дней назад воздух здесь был полон земляничного аромата, а центр Дворца — продавцами и покупателями садовой ягоды. В качестве первых — и местные жители, и съехавшиеся со всего района, на личных подворьях которых десятки соток заняты клубникой. Вторые — это заготовители потребительской кооперации всей республики, основным из которых выступает Лунинецкое райпо, и предприниматели. Кстати, тут же уместно оговориться, что у покупателей этих — разные цели. Если коммерсанты зарабатывают деньги, то кооператоры, наоборот, помогают заработать населению. В разгар клубничного сезона в земляничном крае побывала корреспондент «БН» вместе с начальником управления заготовок Белкоопсоюза Оксаной СКИНДЕР.

Около 1,8 тысячи тонн садовой земляники нового урожая закупили у населения предприятия потребкооперации Беларуси

КЛУБНИЧНЫЙ бум закончился. И теперь до следующего июня деревня Дворец и весь Лунинецкий район будут жить спокойной размеренной жизнью. А всего-то несколько дней назад воздух здесь был полон земляничного аромата, а центр Дворца — продавцами и покупателями садовой ягоды. В качестве первых — и местные жители, и съехавшиеся со всего района, на личных подворьях которых десятки соток заняты клубникой. Вторые — это заготовители потребительской кооперации всей республики, основным из которых выступает Лунинецкое райпо, и предприниматели. Кстати, тут же уместно оговориться, что у покупателей этих — разные цели. Если коммерсанты зарабатывают деньги, то кооператоры, наоборот, помогают заработать населению. В разгар клубничного сезона в земляничном крае побывала корреспондент «БН» вместе с начальником управления заготовок Белкоопсоюза Оксаной СКИНДЕР.

До последней ягоды и продавца

Дворец нас встретил столпотворением машин, людей и… тоннами клубники! Из «народного» ведра крупная, средняя, мелкая ягода перекочевывала в ящики и бочки заготовителей — в обмен на деньги. Но только отборная товарная земляника пользовалась спросом у предпринимателей, которые предлагали за килограмм 8—10 тысяч рублей. А продавцы средней и мелкой выстраивались в длинные очереди к машинам Лунинецкого райпо, где покупали мелкую ягоду по 3—4 тысячи за килограмм — для последующей переработки.

— Пик торговли всегда приходится на выходные дни, — говорит директор оптово-розничного объединения филиала Лунинецкого райпо Нина Виценко. — Иногда даже увеличиваем количество транспорта вдвое. А цену диктует рынок. Она может несколько раз меняться в течение дня. Все зависит от спроса и предложения. Мы знаем, сколько людей в районе выращивают клубнику, в какой деревне сколько ее есть, встречаемся с населением — изучаем предложение. Свою работу планируем заранее: со всеми перерабатывающими предприятиями заключены договора. Знаем примерно, в какой день сколько земляники заготовим, когда прогнозируется пик. В такие дни увеличиваем количество транспорта. К примеру, в один из выходных дней заготовили около пятидесяти тонн садовой земляники. Забираем все до последней ягоды, сколько принесут, чтобы люди уходили домой с пустыми ведрами и с деньгами. Поэтому прием клубники идет с 6 утра и вплоть до 23 часов, до полуночи, то есть до последнего человека, который желает ее продать. И так каждый день, пока идет заготовка.

— Деревня Дворец — это открытый рынок, где реализуется вся ягода Лунинецкого района, население которого специализируется на выращивании садовой земляники, — говорит Оксана Скиндер. — Именно Дворец выступает своеобразным логистическим центром, формирующим цену на землянику товарную и для промышленной переработки.

В начале сезона заготовок мы планировали закупить у населения около 1,5—2 тысяч тонн земляники садовой, — продолжает Оксана Ивановна. — И погодные условия, и небывалый богатый урожай нынешнего года, какого давно уже не было, позволили сделать такой прогноз. Причем не только вдвое больше земляники заготовили в нынешнем сезоне по сравнению с прошлым, но и активнее работали по товарной землянике для реализации ее в свежем виде населению республики. В целом земляника садовая в переработке используется для консервирования, виноделия и шоковой заморозки, после которой ягода реализуется в зимний период.

Люди довольны, а это – главное

Огород у Марии Марковны Коваль из деревни Дворец — чуть меньше гектара. Около 70 процентов — под садовой земляникой. В январе женщине исполнилось восемьдесят, однако застали мы бабушку на клубничных сотках за сбором урожая в обществе дочерей, внучек и правнучек.

— Хорошо сейчас — в любое время можно сдать ягоду, — говорит Мария Марковна. — Варенье варить некогда, да и на сахар много денег нужно. А так еще и заработать можно. Ягоду сортируем сразу, когда собираем, на мелкую, среднюю и крупную. И как принимают клубнику, довольны. Вынесешь утром — продашь, и днем, и даже поздно вечером — тоже. Причем такую, какая есть, — и мелкую тоже. И цены устраивают. Хорошо, есть кому помогать — приезжают дети, внуки, правнуки. Потому и с огородом справляться легче.

— Клубника — очень хорошее подспорье для семейного бюджета, — добавляет младшая дочь Марии Марковны Любовь Кулик. — За вырученные деньги мама провела в дом газ, воду. А еще планируем сделать газовое отопление. Словом, стараемся создать для мамы комфортные условия. Вот и зарабатываем деньги на это все, чтоб она подольше была с нами, и нам было куда приехать. К тому же после клубничного сезона закупаем продукты на всю зиму — крупы, макароны, подсолнечное масло... А все благодаря Лунинецкому райпо, потому что и ягода не всегда товарная вырастает, а мелкую, кроме как потребкооперации, никому и не продашь, и все необходимые товары, продукты можно купить в своей деревне. Клубнику сдаем сразу: насобирали несколько ведер — продали. Пришли, опять насобирали и снова понесли к машинам. И так целый день. Как проснемся около половины пятого утра, так до позднего вечера и работаем.

Кстати, не только в огороде работать Ковали успевают — и в лес тоже ходят за ягодами, грибами. Но только после того, как «отойдет» клубника. И дары леса уже только для себя заготавливают.

Образец сельской торговли

Деревня Дребск, что неподалеку от Дворца, тоже место удивительное с точки зрения развития потребительской кооперации. К примеру, здешний сельмаг таковым назвать язык не поворачивается, потому как это настоящий столичный универсам. Причем даже фору даст многим из магазинов Минска, расположенным в спальных районах. Здесь есть все для жизни и даже больше: продукты питания, одежда, сельхозинвентарь, удобрения, бытовые и хозяйственные товары и даже… подарочные сертификаты. При этом в магазине постоянно действуют скидки на те или иные товары, проходят различные акции.

Естественно, развито здесь и заготовительное направление. У людей закупают ту же клубнику, черешню, дикорастущую и другую продукцию. Это удобно, говорят местные жители, потому как не все могут возить ягоды в Дворец, да и надобности такой нет — всю ту же продукцию купит местный магазин Лунинецкого райпо.

Наталья ЕРЕМИЧ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter