Белорусский след в космонавтике

Земляки: орбиты судеб

Так Казимир Семенович представлял многоступенчатую ракету.
Дорога в космос была проложена во второй половине прошлого века, но предшествовала этому напряженная и самоотверженная работа нескольких поколений ученых, инженеров, конструкторов, других специалистов. Белорусская земля богата людьми, которые в разное время двигали вперед космическую науку и внедряли ее достижения в жизнь. Во многом благодаря их усилиям, творческому подходу, вере в силу человеческого разума и верности мечте о покорении Вселенной космос с каждым годом открывает нам все больше своих тайн.

Казимир Семенович. Высокое искусство артиллерии

В 1650 году в Амстердаме был издан трактат «Великое искусство артиллерии». Его автор — выходец из витебской шляхты Казимир Семенович, инженер артиллерии короля Яна Казимира Вазы. Семеновича не зря называют основоположником ракетной техники. В его трактате описаны многоступенчатая ракета, треугольное крыло и ракетная система залпового огня. Латинский текст оригинала изобилует белорусскими словечками вроде «беркавец», «барыла», которые стали международными научными терминами, есть там и описание белорусского Купалья. Трактат был переведен на много языков. Считается, что Семеновича убили за то, что разгласил секреты ремесла. Покрыта тайной судьба второго тома трактата — он исчез вместе с изложенными в нем открытиями.

Кстати, продолжателем дела Казимира Семеновича стал советский инженер, эксперт в области авиационных и ракетных двигателей Семен Косберг, родившийся в 1903 году в Слуцке. Для двухступенчатой ракеты-носителя конструкции Сергея Королева он создал третью ступень, которая разогнала аппарат до второй космической скорости. Созданные при участии Семена Косберга жидкостные двигатели для ракет-носителей вывели на орбиты советские искусственные спутники Земли, пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход», «Союз». Он также стал участником разработки однокамерного двигателя тягой 60 тонн для второй и третьей ступеней ракеты-носителя «Протон» средней грузоподъемности, которая доставила космические аппараты на Луну, Марс и Венеру, — об этом Казимир Семенович вряд ли и мечтал. С помощью этой ракеты также совершались космические полеты к орбитальной станции «Мир». В 1961 году наш земляк Семен Косберг стал Героем Социалистического Труда за первый полет гражданина Земли в открытый космос.

Константин Герчик. Начальник старта

Белорусский Слуцк для советской и российской космонавтики — город поистине уникальный. Тут родились два военачальника, в разные годы возглавлявшие важнейшую космическую гавань — Байконур. Один из них — генерал‑полковник Константин Герчик. В прошлом году ему исполнилось бы 100 лет.

На Байконуре — тогда это был сверхсекретный объект под шифром НИИП–5 — Константин Васильевич Герчик служил с 1957 года. Это был период не только строительства космодрома, но и полных драматизма первых запусков знаменитой королевской Р–7. Эта ракета обеспечила безопасность СССР и позволила запустить первый в мире искусственный спутник Земли, первые космические зонды к Луне.

А родился будущий начальник Байконура в деревне Сороги Слуцкого района в многодетной крестьянской семье. Но видел себя не кем иным, как офицером‑артиллеристом Красной Армии. И незадолго перед войной его мечта сбылась. Затем были кровавые фронтовые дороги, где не раз приходилось смотреть смерти в лицо. Но не зря говорят: смелых пуля не берет. По окончании Великой Отечественной войны подполковник Герчик стал одним из самых перспективных офицеров советской артиллерии, был направлен на учебу в Военную академию.

Космическая эпопея, без преувеличения, стала главным делом нашего земляка. Он вспоминал:

— Успешный пуск ракеты Р–7 состоялся не сразу. Ему предшествовали три запуска, потребовались три с лишним месяца настойчивого труда и долгого ожидания результата. «Надо летать», — неоднократно высказывался Сергей Павлович Королев. Это было его кредо. Надо было «научить» ракету летать, сделать ее послушной и управляемой.

Сотрудничество двух выдающихся основателей космической отрасли прервала страшная катастрофа, случившаяся в 1960 году при запуске ракеты Р–16. В числе погибших был начальник войск стратегического назначения маршал Митрофан Неделин, а Константин Герчик лишь чудом выжил. С Байконуром пришлось проститься. Но не с космосом. Оправившись, Константин Васильевич возглавил 50‑ю армию ракетных войск, штаб которой находился в Смоленске, а некоторые части дислоцировались в Беларуси. Получается, так выдающийся военачальник получил счастливую возможность чаще бывать на родине…

Кстати, с 1983 по 1989 год начальником Байконура был еще один уроженец Слуцка — генерал-лейтенант Юрий Жуков.

cultura@sb.by

bibikov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter