Репортеры «СБ» побывали на поисковых работах под Жлобином, где найдены фрагменты советского штурмовика Ил-2

Земля возвращает героев

«Трофимов А.М. Колхоз Бодрый» — нацарапано на стекле кабины экипажа советского штурмовика Ил-2. Этот и другие фрагменты боевого самолета сейчас буквально по кусочкам собирают на левом берегу реки Днепр в паре километров от Жлобина волонтеры поисковой группы «Звезда» и военнослужащие 52-го отдельного специализированного поискового батальона. Кстати, единственной в стране воинской части, которая проводит полевые поисковые работы. На месте побывали репортеры «СБ. Беларусь сегодня».


Был ли Трофимов А.М. в кабине сбитого Ил-2? К какой части относился сам самолет, обломки которого теперь усердно откапывают и моют? Это еще предстоит выяснить. 

С чего вообще начались поисковые работы под Жлобином? Оказывается, в Минске живет пожилой человек, который, по его рассказам, еще ребенком играл в этих местах и видел торчащие из-под земли металлические детали, резину колеса. Потом, повзрослев и углубившись в изучение истории, минчанин понял, что в этой местности в годы Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои с участием советской авиации. А полистав техническую документацию, предположил, что торчащие из-под земли железяки могут быть частями шасси самолета.


— Этот человек, теперь уже пожилого возраста, подробно нарисовал место возможного падения самолета и отдал эту «карту» своему племяннику, — рассказывает мне руководитель поисковой группы «Звезда» Александр Гордеев. — А тот уже передал «карту» нам. Предполагаем, что самолет был сбит фашистскими зенитками в феврале 1944 года. Упал на левом берегу реки Днепр… Ну а мы приехали сюда с металлоискателями, и вот эта ложбинка начала подавать сигналы. 

Все поле, предполагают участники поисковых работ, может быть усеяно осколками сбитого самолета. Радиус поисков — метров 200, участок огорожен специальной лентой. Сам лагерь поисковики разбили по одну сторону реки Ржавка, по другую в паре километров — Днепр. В общем, на поле, где ведутся работы, без лодки не попасть. Есть еще один путь, но тут нужен приличный вездеход.


Термометр показывает +31 градус в тени. Но парни работают на самом солнцепеке. Говорят, что всего за пару дней прилично загорели. А тонн 60 выкопанной земли и огромная яма говорят о серьезности проделанной работы. Сама яма теперь заполнена водой. Оно и понятно, рядом реки и подземные ключи. Нужно дождаться технику, чтобы откачать воду и продолжить раскопки. 

На тенте разложены вымытые находки: лопасти от винта, фрагменты авиационной пушки и бронелисты, кислородный баллон, крепления от парашютной системы, войлок от офицерских унт и фрагмент перчатки авиатора. А вот часть редуктора, вот рация с номером завода-изготовителя, кусок резины с колеса… 


— А это часть хвоста, вот фанерное наслоение — это крыло, Александр Ануфриев — из «Звезды». Бережно уложив деталь на тент, он взялся отмывать солидный кусок бронелиста. — Все это очень интересно, мы ведь «держим в руках» нашу историю. Очень важно найти героев. 

Стекло с надписью «Трофимов…» из кабины, участник поисковой группы Юрий Герасименко говорит, что по толщине стекла можно определить, стояло оно сбоку в кабине или впереди. — Части деталей свидетельствуют о том, что самолет горел. Вообще, Ил-2 — универсальная машина, ее еще называли летающим танком. Кстати, вот за той кучей песка — бак. Запах топлива чувствуется и сейчас. 


— Эй, ребята, тут номер читается! Идите сюда, — раздался чей-то голос. И вот уже кто-то льет на поверхность воду, а кто-то активно работает щеткой, счищая грязь. Прочесть удалось только несколько цифр. По следам видно, что деталь тоже горела.

В помощь поисковикам — лопаты, щетки, ведра, трехметровый щуп, тросы и магнит. Юрий мастерски, как удочку, забрасывал его в заполненную водой яму. Но пока безрезультатно. 


…На тенте рядом лежали останки экипажа — пилота и стрелка, здесь и часть расчески-гребешка. Сейчас, говорят мне поисковики, важно найти двигатель. На нем номер, который позволит узнать, что за самолет здесь сбит и какому подразделению принадлежал. После этого работы продолжатся в архивах. 

Работают военнослужащие и «Звезда» весь световой день. Найденные останки затем передадут местным органам власти для перезахоронения. Вероятно, также будут проведены экспертизы. Другие находки направят в краеведческий музей Жлобина. Кстати, это уже второй самолет, который нашла «Звезда». В 2018 году под Рогачевом обнаружили останки летчика и узнали, что это был за человек и даже нашли родственников погибшего авиатора. Будем надеяться, что и жлобинские пилоты скоро вернутся домой.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter