Земля под куполом

На «Минск–Аэро 2008» увидим состязания аэронавтов

На «Минск–Аэро 2008» увидим состязания аэронавтов


О воздушных шарах мы знаем мало. Помним разве, что когда–то в своем романе о них писал Жюль Верн. Ну и, быть может, кто–то видел по телевизору репортажи из российской столицы воздухоплавания — города Великие Луки. Лично я смотрел и завидовал: красота–то какая! Во многих странах мира полеты на аэростатах уже давно стали одними из самых зрелищных и интересных для публики мероприятий. У нас воздухоплавание развивается, мягко говоря, слишком медленно. Но первое белорусское национальное аваиашоу «Минск–Аэро 2008», которое пройдет на территории историко–культурного комплекса около Заславля с 4 по 6 июля, этот пробел, уверен, устранит. Организаторы преподнесли нам с вами настоящий подарок: в эти дни пройдет первый чемпионат Беларуси по «плаванию в небесах».


Воздушная фиеста


Сейчас в списке потенциальных участников уже 15 команд из нашей страны, Украины, России, Польши, Литвы.


— Такого масштабного мероприятия у нас еще не было! — рассказывает о подробностях шоу директор первого белорусского Открытого чемпионата по воздухоплаванию Belarus Open–2008 Ольга Соловьева. — С форматом соревнований пока до конца не определились, но зрителям точно будет на что посмотреть. Помимо самих состязаний, проведем так называемую фиесту: несколько аэростатов будут просто парить в воздухе. Прилетит очень красивый шар, принадлежащий правительству Москвы. На нем изображен герб этого города — Георгий Победоносец на серебряном коне. Такой вот зримый символ единения двух государств.


Большое внимание в свете недавней трагедии с аэростатом, которая случилась под Минском, организаторы уделят вопросам безопасности. Контролировать допуск воздушных шаров к полетам и весь процесс соревнований будут специалисты из департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций.


С вилами наперевес


Пока специалисты улаживают организационные детали, мы решили связаться с опытными пилотами, которые примут участие в чемпионате.


— Надеюсь, все пройдет как по маслу, — говорит начальник Гродненского аэроклуба Константин Царик. — Хотя в нашей стране лучше всего летать в конце августа, после уборки урожая. Почему? Просто когда поля засеяны, часто возникают проблемы с местными жителями. Не поверите, иногда даже бросаются на воздухоплавателей с вилами! Мол, приземлил свою махину и вытоптал урожай!


Многое зависит и от погоды. Скажем, недавно в Минске планировали поднять воздушный шар во время проведения акции «Спорт против СПИДа», но ничего не вышло: не позволили метеоусловия. Ведь требования очень жесткие. Нельзя летать в грозу, при сильном ливне, пылевой буре, когда скорость ветра у земли выше семи метров в секунду... Будем надеяться, что в июле погода не подведет.


Ну, погоди!


Программы чемпионатов по воздухоплаванию обычно очень содержательны. Существует более двух десятков различных упражнений, которые выполняют спортсмены. Основной упор делается на точность.


— Поначалу судья определяет какую–нибудь цель, например — центр перекрестка, — рассказывает Константин Царик. — Каждому из участников предварительно выдают специальный маркер — ленточку метр длиной и 60 сантиметров шириной, в которой зашит песок. Ее нужно сбросить вниз и попасть как можно ближе к цели.


За броски начисляют определенное количество баллов. Максимум — 1.000 очков. Ноль получает тот, кто просто не смог подняться. Судьи могут начислить штрафные баллы: если во время полета аэростат зацепил корзиной за дерево.


Удивительное зрелище: казалось бы, шары слетаются отовсюду — сверху, справа, слева, а попадают в цель практически все. Пилоты объясняют это так: каждый находит свой собственный ветер!


Есть на соревнованиях и такое упражнение — пролететь над имеющей форму ромба или треугольника площадкой и «расставить» маркеры точно по углам. Но самый зрелищный вид программы, пожалуй, — «погоня за зайцем». Один из аэростатов назначают «ушастым». Он вылетает на 5 — 10 минут раньше остальных и сбрасывает маркеры. Участники должны попасть своими ленточками с песком как можно ближе к местам их падения.


Как проконтролировать все это действо? Сейчас на оболочку шара перед стартом вешают специальный GPS–датчик, который записывает параметры полета — высоту, курс и т.д. После приземления показания снимают и анализируют судьи.


Наверное, неискушенному белорусскому зрителю будет сложновато сразу же вникнуть во все нюансы состязаний, но организаторы обещают перед началом разъяснить правила, чтобы болеть за спортсменов было интереснее. Обычно печатают бумажные буклеты, в которых указывают фамилию пилота и размещают фотографию его аэростата.


Шар в прицепе


Как перевозят аэростаты? Ведь такая огромная штуковина, высотой с многоэтажный дом. Но все детали и узлы, оказалось, вмещаются в обычный автомобильный прицеп. Корзина весит около 60 килограммов, оболочка — почти центнер. Приехал на точку старта, установил баллоны с газом, горелку, расстелил оболочку. Потом вентилятор накачивает холодный воздух — и вот шар уже в воздухе. На все про все у профессионалов обычно уходит четверть часа.


— Однажды справился и вовсе за 5 минут! — откровенничает еще один участник «Минск–Аэро 2008», известный аэронавт из Украины Владислав Клименко. — Это мой личный рекорд. Правда, пришлось здорово попотеть, чтобы уложиться в такой короткий срок.


Владислав Иванович, победитель различных международных соревнований, признался: летал и в Японии, и в США, а вот в Беларуси — ни разу. Непорядок!


— В Минске у меня много друзей, поэтому жду июльское шоу с нетерпением, — говорит аэронавт. — Приехать к вам, знаю, хотят и многие другие украинские пилоты. Но не стоит думать, что такие поездки для нас выгодны с финансовой точки зрения. Все делается на голом энтузиазме. Ведь в Украине, как и в Беларуси, воздухоплавание пока находится в зачаточном состоянии. Пытаемся сделать все, чтобы его популяризовать. Постоянно проводим чемпионаты — сейчас вот идут соревнования в Феодосии. Но чтобы догнать ту же Россию, не говоря о Германии и США, где шаров десятки тысяч, нужны немалые финансовые вложения. Будем надеяться, что и в наших широтах когда–нибудь весь горизонт запестрит огромными куполами!


Кстати


На днях специальная комиссия департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций завершила расследование, связанное с крушением воздушного шара неподалеку от деревни Семково Минского района. Напомним, 16 мая из–за падения аэростата и последующего взрыва газовых баллонов погибли два человека.


Из истории воздухоплавания


Ноябрь 1731 г. Если верить русским летописям, первый полет человека на воздушном шаре совершил подъячий Крякутной из Нерехты.


Июнь 1783 г. Демонстрация аэростата братьев Монгольфье на базарной площади в городе Анноне. Шар поднялся на высоту до 500 метров и продержался в воздухе 10 минут, пролетев 2 километра.


Апрель 1784 г. Екатерина II своим указом запретила полеты аэростатов в России «под страхом заплаты пени 20 рублей в Приказ общественного призрения и взыскания вреда, ущерба и убытка тем причиняемого».


Декабрь 1921 г. Первый полет дирижабля, наполненного гелием.


Март 1999 г. После завершения полета на аэростате вокруг земного шара продолжительностью 19 дней 21 час и 55 минут зафиксирован абсолютный мировой рекорд дальности полета — 40.814 километров. Этот рекорд установили воздухоплаватели из Швейцарии и Великобритании.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter