Белорусский ученый стал дублером в международном эксперименте по имитации полета на Луну

Земля пахнет яблоками

Недавно СМИ облетела новость: научный сотрудник Центрального ботанического сада НАН Беларуси “засветился” в совместном проекте Института медико-биологических проблем Российской академии наук и NASA “SIRIUS-19”. Пока что в космос никто не летит (впрочем, еще не вечер, как говорится), а в стартовавшем 18 марта первом этапе Даниил Дубарь будет принимать дистанционное участие. В частности, контролировать ход исследований нашей Академии наук. Впереди подготовка к отбору для 8-месячной жизни в изолированной от внешнего мира “бочке”. Так иронично именуют модуль, имитирующий жилой отсек МКС. Даниил уверен в победе, и мы узнали почему.

Для начала стоит пояснить суть происходящего. “SIRIUS-19” — это международный изоляционный эксперимент. В закрытом модуле имитируется перелет на Луну. Экипаж под руководством опытного командира (в данном случае это российский космонавт Евгений Тарелкин) должен выбрать место для посадки, приземлиться, провести ряд операций на поверхности, принять транспортный корабль, подготовить лунную базу и вернуться на Землю. Все это репетиция работы на окололунной орбитальной станции Deep Space Gateway, о создании которой договорились “Роскосмос” и NASA. Правда, планируется, что первый модуль стартует с Земли только в 2022 году. Но нынешняя отработка схемы действий — крайне важный момент. Первый этап эксперимента — изоляция экипажа на 4 месяца — начался на базе наземного экспериментального комплекса Института медико-биологических проблем РАН. Главная его цель, помимо разного рода научных экспериментов (их планируется не менее 80), — изучение влияния длительной изоляции на людей.

Ученый из Беларуси в борьбе с более чем семьюдесятью претендентами сначала пробился в финал и вошел в десятку победителей, а затем получил место второго дублера. В основной экипаж Даниил Дубарь не попал, но по этому поводу не слишком расстраивается:

Фото Олега Волошина, Институт медико-биологических проблем РАН
— Есть положительный момент — ко второму этапу успеем подготовиться лучше. Дело в том, что НАН Беларуси присоединилась к эксперименту позже остальных — мы фактически запрыгнули в последний вагон. Предложение поступило заместителю председателя Президиума НАН Беларуси, академику Сергею Килину только поздней осенью на сессии Международной ассоциации академий наук. Кандидаты от NASA на тот момент тренировались уже второй год. Но то, что я прошел полностью все этапы подготовки, говорит о том, что все же мы не ударили лицом в грязь. А поскольку теперь знакомы со всеми процедурами, нюансами и так далее, будет время подготовить хорошую программу.

— Как вам удалось пробиться в финал на республиканском уровне?

— Отбор проходил среди молодых ученых НАН. Учитывались опыт научной работы, знание иностранных языков, общефизическая подготовка, состояние здоровья. Я был одним из возможных кандидатов, которые затем проходили тщательное медицинское обследование в Москве. Кстати, его уровень был жестче, чем при отборе настоящих космонавтов, — организаторы предпочли перестраховаться. Это, конечно, не реальный космос, но все же людям предстояло провести месяцы в условиях изоляции, притом что они не являются профессионалами. Хотя некоторые нюансы отличались. Например, для нас не стало препятствием наличие миндалин. Дело в том, что они являются домом для различных микроорганизмов. Это даже полезно — иммунная система находится в тонусе. Однако в космосе начинает весьма странно реагировать. Чтобы нивелировать возможные инфекции, миндалины космонавтам удаляют.

— Когда поняли, что выходите в финал, волновались? Не каждому в жизни выпадает такой шанс.

— Скорее был настроен серьезно и предельно сконцентрирован. Была уверенность, что все непременно получится, и она не подвела. То, что из 10 человек финалистов в изоляцию отправились шестеро, вовсе не говорит о том, что кто-то из нас оказался хуже подготовлен. Таково решение комиссии. Изначально было более семидесяти кандидатов, так что до конца дошли далеко не самые слабые, как вы понимаете.

На итоговом этапе подготовки более двух месяцев из нас буквально все соки выжимали. Например, психологи точно “оторвались” по полной — прогнали нас через десятки тестов. Не одну сотню километров мы пробежали по дорожкам, как активным, так и пассивным (таким, где лента не движется сама). Кстати, такая есть и на МКС — она помогает космонавтам держать мышцы в тонусе. На велотренажерах проехали, наверное, километров 300, не меньше.

— Интересно, вот вы по профессии — биолог, это достаточно спокойная специальность. Откуда такая выносливость?

— В школьные годы занимался греблей под руководством Людмилы Дрозд. Кстати, в 2014 году она была удостоена специальной премии Президента “Белорусский спортивный Олимп”. Затем были армрестлинг и кэндо. Хотя среди кандидатов в члены космической команды я был далеко не самым подготовленным. Например, у американца Рейнхольда Павилаитиса (он сейчас как раз находится в изоляции) физические показатели лучше.

Мы с командой успели сдружиться. Кстати, уже есть масса планов на будущее. Например, ребята хотят посмотреть Брест и вообще Беларусь. Рейнхольд, правда, мечтает начать путешествие с Санкт-Петербурга, но, думаю, мне удастся его переубедить. Сейчас я пока в Минске, но скоро уезжаю. Заодно повезу участникам международного эксперимента белорусские конфеты.

— То есть им можно “с воли” еще и гостинцы передавать?

— Ну, это же не заключение. На МКС ведь доставляют оборудование и продукты. Тут такая же схема — пока ребята, условно говоря, находятся на орбите Луны, есть возможность передать что-то с транспортным кораблем. Кстати, думаю еще побаловать их белорусской сгущенкой.

— Когда начнется подготовка к восьмимесячному эксперименту?

— Он запланирован на 2020 год, но точная дата начала подготовки не утверждена. Сейчас — время, когда идет планирование научных программ, разработка заданий и так далее. В этот раз будет гораздо больше кандидатов, так как уже выразили желание присоединиться Европейское космическое агентство, Германия, Франция, Китай.

— Для вас место “застолблено” или придется проходить отбор заново?

— Никаких преференций. Тем не менее я уже знаю, с чем буду иметь дело, поэтому расцениваю шансы как очень благоприятные. Всерьез настроен на победу.

— От всей души желаю удачи! И последний вопрос — лирический, если так можно сказать. Возникали ли какие-то ассоциации с произведениями вашего любимого писателя Рэя Брэдбери?

— На самом деле в процессе подготовки нет никакой романтики — это похоже на затянувшееся медобследование. Тем не менее Брэдбери, а именно его рассказ “Зеленое утро” (о человеке, высаживающем сады на Марсе) я вспомнил во время одного из разговоров с командиром экипажа Евгением Тарелкиным. Он сказал, что грузовые корабли, приходящие на МКС, естественно, наполнены воздухом, который они как бы тоже доставляют на околоземную орбиту. Так вот, Земля, оказывается, пахнет… яблоками. Мне кажется, это потрясающе.

ДОСЬЕ “НГ”

Даниил Алексеевич Дубарь — выпускник биологического факультета БГУ (кафедра микробиологии). Ему 33 года. Окончил аспирантуру по специальности физиология и биохимия растений. Некоторое время работал в Институте генетики и цитологии, сейчас — научный сотрудник Центрального ботанического сада НАН Беларуси. Сразу надо сказать, что образу классического “ботаника” Даниил никак не соответствует. Хотя уже наработал авторитет и имеет ряд научных трудов, он — человек с разносторонними интересами. Например, любит готовить и несколько лет назад даже получил диплом повара. Серьезно увлекается спортом — имеет 3-й кю в кэндо (кто не знает, это современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах), а также первый спортивный разряд по гребле на байдарках и каноэ.

bebenina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter