Земля есть. И закон есть

СТАНИСЛАВ КАЛЮТА, пенсионер из деревни Мижеричи Зельвенского района, дозвонился на «горячий» телефон «БН» и рассказал о своей земельной проблеме. В чем же суть дела?

Пенсионер из Мижеричей, что на Зельвенщине, двадцать лет пользовался десятью сотками. Как оказалось, «захваченными»...

СТАНИСЛАВ КАЛЮТА, пенсионер из деревни Мижеричи Зельвенского района, дозвонился на «горячий» телефон «БН» и рассказал о своей земельной проблеме. В чем же суть дела?

— Ко мне на подворье еще 20 мая пришли двое мужчин — землеустроители — и начали фотографировать мой огород... На мои вопросы пояснили, что я… захватил 10 соток! Причем «незаконная» именно та земля, где уже посажена картошка…

Около двух недель назад к Станиславу Калюте снова наведались, и опять с тем же: «Незаконный захват земли!» Правда, самого хозяина дома не оказалось (он в Зельву на базар уехал), во дворе были жена-пенсионерка да внуки. Тогда «гости» потребовали, чтобы Станислав Казимирович явился в райцентр «для беседы».

Сельчанин послушался. В Зельве у него попросили паспорт и составили бумагу, где говорилось об этих «лишних» 10 сотках. Кроме того, пообещали выписать штраф…

— Может, и виноват в чем, — переживает сейчас Станислав Калюта. — Обратился к председателю Туловского сельисполкома, так она ответила: я сам должен был прийти и узнать, что у меня лишнее, а что — нет. А я этой землей — десятью сотками — уже больше двух десятков лет пользуюсь! Откуда ж мне знать-то?

И вот еще что поведал пенсионер:

— Обычно каждый год нам давали по сорок соток — под картошку на колхозном поле. В этом году дали тридцать пять. Мы на них успели вывезти навоз, удобрить… И вдруг ни с того ни с сего сотки эти отобрали. Картошку, приготовленную на семена, пришлось раздать родственникам. А теперь и то место, где мы посадили бульбу, собираются забрать? Неужели совсем без картошки останемся?

 «БН» сначала попросила прокомментировать ситуацию Вадима ПАНАСИКА, исполняющего обязанности начальника землеустроительной службы Зельвенского райисполкома:

— По словам самого Станислава Казимировича, сажать картошку на лишней земле ему разрешал бывший председатель сельского Совета. А нынешний председатель Туловского сельисполкома — Татьяна Умарова — обратилась в нашу службу с просьбой произвести замер земель Калюты. По данным сельисполкома, у него числятся 16 соток при доме и 60 — в поле. На деле оказалось, что только «полевых» у него — 70 с лишним. Так и был выявлен факт незаконного захвата земли. Есть фотографии, где на этих землях работает сам хозяин и растут сельскохозяйственные культуры. По закону, Калюте грозит штраф от 10 до 30 базовых величин. Правда, бывало, что суд освобождал от ответственности за захват незначительных территорий, как в этом случае. Время покажет…

Но неужели в Зельвенском районе так мало земли, что непременно нужно судиться с пенсионером за то, что он посадил картошку на, по сути, очень небольшом участке, поинтересовались мы.

— Земли в районе достаточно, — отвечает Вадим Панасик. — Просто Станислав Казимирович должен был написать в сельисполком заявление и пользоваться землей на законных основаниях. Теперь же остается ждать решения суда. Но даже если оно окажется не в пользу сельчанина, ему разрешат убрать выращенный в этом году урожай.

Кстати, по белорусскому законодательству, для ведения ЛПХ граждане Беларуси могут получать до 1 гектара земли. А если подадут заявление в органы местной власти, то имеют право рассчитывать на предоставление в аренду дополнительно земельных участков в размере до 3 га (правда, с оговоркой — «в зависимости от местных условий»). Ни в Законе Республики Беларусь «О личных подсобных хозяйствах» от 11 ноября 2002 года, ни в разного уровня программах поддержки ЛПХ ничего не говорится об ограничении по возрасту. То есть пенсионеры ли, работающие ли сельчане — все имеют право получать до гектара земли для ведения ЛПХ. В законе есть понятие — «гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство». Если Станислав Калюта в состоянии обрабатывать 76 соток и даже больше, то, быть может, ему стоит сказать «спасибо» и всячески содействовать развитию этого ЛПХ, как то прописано в программах поддержки личных подсобных хозяйств разных уровней?

Есть и другой, немаловажный, аспект. В том же Законе «О личных подсобных хозяйствах» сказано, что «не допускается вмешательство государственных органов в деятельность граждан, ведущих ЛПХ, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь». К сожалению, в документе не конкретизируется, о каких именно случаях идет речь. Но, согласитесь, очевидно: история с десятью сотками осложнила владельцу ЛПХ Станиславу Калюте ведение этого самого хозяйства. А что такое сегодня деревенскому человеку с небогатыми доходами остаться без бульбы, когда цена за кило стратегического продукта высока, и к тому же вложены средства в посадку? Явный убыток.

Теперь разберемся, почему же председатель Туловского сельисполкома Татьяна УМАРОВА потребовала у районных землеустроителей перемерять сотки, которые находились в пользовании у Калюты? Вот что пояснила «БН» она сама:

— В этой семье — три человека: сам Станислав Казимирович, его жена и сын. По решению № 47 Туловского сельского Совета «О наделении граждан земельными участками на 2011 год от 20 апреля 2011 года» на территории нашего сельсовета установлены следующие размеры земельных наделов: на одного члена семьи — 0,30 гектара, на двух — 0,40, на трех — 0,50, на четверых и более — 0,60. (Решение № 47 принято согласно разделу третьему главе 13-й статье 70-й Кодекса Республики Беларусь о земле.) Как видите, Калютам положено всего пятьдесят соток земли. А у них — значительный перебор! Да, сначала выдали тридцать пять соток в поле для посадки картошки, но потом мы их изъяли. А затем землеустроители обнаружили еще десять соток незаконно захваченной земли…

Так что же должен был делать пенсионер, дабы оставить за собой эту землю, которая не зарастает бурьяном, не пустует?

— Несмотря на то, что Калюты — пенсионеры, они могли бы владеть земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства в размере до гектара. Но все равно для этого они должны были написать заявление и подать его в сельисполком еще в апреле 2011 года, — говорит Татьяна Умарова.

— А если Станислав Казимирович сейчас принесет такой документ? — поинтересовалась «БН» у председателя Туловского сельисполкома.

— Поздно. Это нужно было сделать в апреле, в начале огородного сезона… Но после всех разбирательств Калюта вправе, например, будущей осенью написать заявление. И, может быть, после решения сельского Совета Станислав Казимирович получит разрешение владеть участком до гектара, — обрисовала перспективу Татьяна Умарова...

Надежда БУТОВИЧ, Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter