Земля до востребования

Во все времена основным вопросом на селе был земельный.
Во все времена основным вопросом на селе был земельный. Лет 10 назад, когда крестьяне повсеместно стали расширять приусадебные участки, он приобрел новый оттенок.

О своем и "колхозном" постепенно стали рассуждать с экономических позиций. Сложилась очевидная тенденция - эффективность использования соток заметно выше. Занимая лишь 16 процентов сельхозугодий, приусадебные участки дают почти 40 процентов валового сельскохозяйственного продукта страны.

Однако есть в этом деле нюансы. Посевная или уборочная для многих сельчан превращается в трудноразрешимую проблему. Без помощи колхоза обработать большой земельный участок по силам немногим. (Те, кто сумел обзавестись собственной техникой, не в счет, таковых немного.)

Вот у 70-летнего Ильи Константиновича Анисимова из деревни Ровенская Слобода Речицкого района, написавшего в "СБ", схожая проблема. На 71 сотке земли они с женой Марией Семеновной выращивают картофель и зерновые. Хоть силы уже не те, отказаться от участка не могут: на пенсию прожить непросто, тем более что на иждивении у них внучка-подросток. Девять детей, которых вырастили ветераны, разъехались по разным уголкам когда-то большой страны, и поддержки от них старики, увы, не ждут. Всю жизнь Илья Константинович проработал в колхозе имени Дзержинского, который помнит еще передовым хозяйством. Теперь, по его мнению, "колхоз развалили, от коней избавились, не подумав о том, как мы, пенсионеры, будем засевать приусадебные участки".

Настроение у Ильи Константиновича в преддверии посевной далеко не радостное. Чтобы взять в колхозе трактор, надо оплатить стоимость ГСМ. Колхоз не в состоянии переложить эти расходы на себя. Только в Ровенской Слободе, являющейся центральной усадьбой, более 300 личных подсобных хозяйств, и почти в каждом - до гектара земли. Совсем за бесплатно обработать такой массив не позволит себе даже богатое сельхозпредприятие, не то что середнячок, каковым является колхоз имени Дзержинского. В январе, например, он вынужден был прекратить закупку молока у населения, так как не было денег на горючее для транспортировки сырья на молокозавод.

С тех пор, как диспаритет цен начал загонять в угол даже крепких сельхозпроизводителей, считать приходится каждую копейку. Поэтому приусадебные участки стали головной болью любого хозяйства. Тем более размер их в Речицком районе, по словам главы местной "вертикали" Ивана Точилкина, за 10 лет увеличился более чем втрое: с 25 соток до 80. Как считает председатель колхоза имени Дзержинского Григорий Авилкин, механизаторы уже сейчас вполне могли бы зарабатывать по 250 - 300 долларов, если бы не сегодняшняя ситуация. Получается, что один работающий содержит двоих пенсионеров, которым, кроме как от хозяйства, помощи ждать неоткуда.

За саму услугу и работу тракториста, по словам председателя, хозяйство не требует оплаты. Туда, где не проходит техника, дают лошадь. Хотя за последние 10 лет количество лошадей в хозяйствах поубавилось. В частном секторе, напротив, коней стало раза в 4 больше. Однако, чтобы взять лошадь у соседа, надо заплатить: средняя такса - 500 рублей за сотку. В колхозе - бесплатно, но проблематично. Хоть и немало в хозяйстве коней - 86, да большей частью молодые и необученные.

Как рассказал бригадир 1-й комплексной бригады Василий Мялик, на 320 дворов Ровенской Слободы всего 3 рабочие лошади в колхозе плюс два десятка у частников. Естественно, что на обработку приусадебных участков - очередь. Уходят сроки, теряется будущий урожай... Посевная в частном секторе растягивается на месяц. Обучить же молодых лошадей для работы в поле пенсионеру не под силу, механизатор на такую работу не пойдет, так как больше заработает на тракторе. К тому же из-за нехватки сбруи и телег лошадей не во что запрягать.

Неудивительно, что отношение крестьян к земле в последние годы меняется: она перестает быть столь желанной. Еще несколько лет назад любой трудоспособный хозяин мечтал об увеличении приусадебного участка. Сегодня, по словам председателя Ровенско-Слободского сельского Совета Тамары Лепешко, люди начинают возвращать землю. Недавно, например, отказался от 10 гектаров фермер. Земля поступила в фонд сельского Совета, и желающих забрать ее не нашлось, несмотря на уговоры представителей местной власти. Хотя поля хорошие, с высокой отдачей. Но нужны техника, солярка, удобрения, средства защиты растений... Не всем крестьянам это по карману.

В свою очередь, и для колхоза бремя частного сектора становится все более неподъемным. Хотя, по словам Григория Авилкина, ни один местный житель еще ни разу не остался со своей проблемой наедине. Поможет хозяйство в очередной раз и Илье Анисимову. Хотя специалисты колхоза пришли к выводу о необходимости пересмотреть подходы к приусадебным участкам. Гектар земли нужно давать тем, кто может самостоятельно его обрабатывать. Для остальных же планируется выделить по 30 - 40 соток в полях севооборота и выдавать осенью урожай. Это позволит все частные поля одновременно обработать мощной техникой, существенно снизив затраты и избавившись от организационных проблем. Так уже делают несколько хозяйств в районе, уставших быть "собесом" для деревни. И, по словам председателя Речицкого райисполкома Ивана Точилкина, недовольных нет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter