Земля, до востребования

Вчера Президент работал в Петриковском районе

В годовщину аварии на ЧАЭС телеканал «Евроньюс» передал сюжет, как этот день отмечают в Украине. Показали также траурные мероприятия в Москве. Беларусь в этом материале не упоминалась... Телевизор я смотрел в номере гостиницы в Мозыре, на Гомельщине. Как всем известно (только не журналистам общеевропейского телеканала, контролируемого, похоже, Москвой), ядовитое облако, поднявшееся 26 апреля 1986 года над Чернобылем, полетело на север. Из 21 района Гомельской области 20 были заражены. По официальной статистике, переселить пришлось 100 тысяч человек — целый город вроде Мозыря. А сколько еще вынуждены были сняться с мест ради своих детей? Родители известной теннисистки Маши Шараповой, если не ошибаюсь, тогда спешно уехали из этих мест. Но о нашей Маше знает весь мир, а о белорусском Чернобыле — нет. Может быть, если бы наши дипломаты и политики при любом удобном случае за границей поднимали больную тему, было бы иначе. Хотя... Может, и хорошо, что Беларусь не ассоциируется с трагедией. Разве это нужно тем людям, которым не повезло 24 года назад оказаться не в то время не в том месте? Кроме сочувствия, и даже больше сочувствия им сегодня необходимы внимательные врачи, здоровая пища, работа с хорошей зарплатой. Теперь именно такие вопросы обсуждаются во время традиционных «чернобыльских» поездок Президента в пострадавшие от аварии регионы.


Александр Лукашенко переехал из Могилевской области в Гомельскую — из Черикова в Петриков. В этом районе, от которого до украинской границы рукой подать, географическое название «Чернобыль» вообще могло ни разу не прозвучать. Если бы минские журналисты не допытывались у руководителя одной из ферм в округе, как можно получать «чистое» молоко на «грязных» землях. И он обстоятельно объяснял нам, что если коров не водить на пастбище и кормить в основном питательной кукурузой, которая не накапливает радионуклиды, то и лаборатория — а здесь они на каждом комплексе — не зафиксирует никаких отклонений от санитарных норм.


А то, что на «чернобыльских» землях при соблюдении определенных правил безопасности можно вести нормальное сельское хозяйство, сегодня говорят даже эксперты МАГАТЭ — организации, которая занимается всеми аспектами атомной энергетики. «Вместо экологической безопасности упор нужно делать на устойчивое экономическое развитие пострадавших регионов. Вместо льгот — контрмеры в сельском хозяйстве», — говорят они. Насчет безопасности я, честно говоря, не думаю, что о ней стоит забывать, но в остальном их советы — это именно то, что уже довольно давно делают в Беларуси.


Хозяйство «Полесье–Агроинвест» в Петриковском районе появилось пять лет назад на месте нескольких разваливающихся колхозов. Оно принадлежит Мозырскому НПЗ, и, конечно, у богатого предприятия были финансовые ресурсы, чтобы вдохнуть в эти земли вторую жизнь. В том, по словам, Президента, и была задумка, чтобы создать пример для других. За пятилетку «Полесье–Агроинвест» увеличило выпуск продукции в три раза, а выручку — в шесть. Александру Лукашенко показали новую молочную ферму с 30–процентной рентабельностью, но он уверен, что выгодно было развивать и мясное животноводство. Это нужно еще и потому, что необходимо как–то осваивать полесские поймы. «У нас их действительно много. Припять, Днепр, Сож... — согласился председатель Гомельского облисполкома Александр Якобсон. — Мы это направление обязательно разовьем в ближайшие годы...»


В Петриковском районе находился гендиректор Мозырского НПЗ Анатолий Куприянов, и Президент не мог не поинтересоваться у него, как обстоят дела с переработкой венесуэльской нефти. Она на днях прибыла в Одесский порт и скоро поступит в Мозырь. Анатолий Куприянов рассказал, что технически завод готов принять не только те 80 тысяч тонн, которые пришли в качестве первой пробной партии, но и гораздо больше. Александр Лукашенко предупредил, что доходы от этого контракта должны остаться в Беларуси, а не попасть к российским акционерам, которым, как он заметил, «раньше не нужно было перерабатывать нефть»...


Затем президентский кортеж переехал в соседнее хозяйство в деревне Лясковичи. Оно является составной частью Национального парка «Припятский». Зарастающие поймы, о которых он вел речь во время предыдущей остановки, являются лишь частью обширной проблемы Полесья — необходимости восстановления земель, мелиорации. Об этом Президент уже говорил ранее и этой теме посвятил свою поездку в Лясковичи.


«Люди на болоте», — написал когда–то Иван Мележ о подобных деревнях. В свое время Советский Союз вложил огромные средства в осушение Полесья. Как и многое в СССР, этот процесс не обошелся без перегибов. Однако саму идею нельзя считать неверной. Доказательство очень простое: в 80–е годы продуктивность мелиорированных земель была в два раза выше, чем в 90–е, когда систему мелиорации забросили. Сейчас Беларусь намерена все восстановить. Конечно, это огромный объем работы. В одной только Гомельской области 150 тысяч километров дренажных систем и большая часть их уже приближается к пенсионному возрасту. Им по 40 лет. Но, как заметил Президент, «деньги на восстановление найдутся». Экономика постепенно выходит из кризиса, село возрождается, а значит, найдутся деньги.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter