Что изменится после того, как дачники смогут прописаться на своих сотках

Земельная отдача

Де-юре садоводческие товарищества не наделены статусом населенных пунктов, но де-факто многие из них давно уже представляют собой жилые массивы, по численности населения и качеству построек превосходящие окрестные деревни. Об этой ситуации и возможных изменениях, а также о подготовке соответствующего указа мы писали в «НГ» за 10 сентября. Как избежать конфликтов из-за размеров взносов и ведения отчетности? Что необходимо усовершенствовать в деятельности дачных поселений? Об этом рассуждают наши эксперты.

Фото Натальи Дмитриевой

Справедливые взносы

Фото из личного архива
Внимательно ознакомился с проектами документов о садоводческих товариществах. Вот что по этому поводу думаю. Взять, например, членские взносы. До утверждения Указом от 13.07.2015 № 323 Положения о садоводческих товариществах размер взносов зависел от количества соток земли, находящихся в пользовании того или иного члена СТ. Никто против этого не был, поскольку при создании товариществ принималось кратное соотношение количества участков и их хозяев (1:1). Это позволяло справедливо распределять между дачниками финансовую нагрузку при приобретении (строительстве) и обслуживании имущества общего пользования. 

Этот порядок был изменен документом, установившим, что членские взносы платятся в равном размере независимо от количества участков и их общей площади (как будто не земля является главной целью любого дачника!). Это привело к массе обращений в Минэкономики, другие инстанции. 

Нельзя упускать из виду и то, что при приобретении одним членом садоводческого товарищества нескольких участков их общее количество, заложенное в проект создания организации, остается прежним, как и объем имущества общего пользования, а вот число плательщиков взносов уменьшается. По этой причине растет финансовая нагрузка на остальных дачников.

В проекте нового Положения о садоводческих товариществах пока все остается, как и ранее. Правда, с оговоркой: СТ предоставляется возможность вернуться к норме, действовавшей до принятия Указа № 323, но для этого надо провести общее собрание и проголосовать. Однако как понять, почему способ исчисления членских взносов, не принятый большинством дачников, опять предлагается утвердить Указом Главы государства, а тот, который люди считают справедливым, — голосованием товарищества? 

В п. 58 проекта нового положения (именно в нем идет речь о членских взносах) сказано, что решением общего собрания может быть установлен иной порядок их формирования — в зависимости от размеров (количества) земельных участков. Но не только, а еще и от «объема использования объектов общего пользования». Какое отношение к «объему использования» имеет размер членских взносов? Дорогами и освещением территории, например, все члены СТ вправе пользоваться всегда — вне зависимости от того, часто приезжают на свои участки или редко. 

Вопросы вызывает содержащаяся в проектах названных документов инициатива, реализация которой позволит любому желающему приобретать участок земли на территории СТ без вступления в его члены, а отношения с товариществом поддерживать с помощью договоров. Для чего задумана эта новация, способная еще более усложнить процессы функционирования садоводческих товариществ? 

В нашей стране достаточно земли, и, чтобы получить или купить участок, желающим надо просто обратиться в местные органы власти. Это будет выгоднее, легче и дешевле, чем, по сути, менять структуру садоводческих товариществ.

Также нужно детально изучить вопрос о придании СТ в ближайшие годы статуса населенных пунктов. Ведь это предполагает обеспечить дачников социальной и инженерной инфраструктурой (объекты медицины, образования, культуры, дороги и т.д.). За несколько лет с таким серьезным вопросом просто не справиться, поскольку для его решения потребуются огромные финансовые средства. Другое дело, что имеются СТ, территории которых уже фактически оказались в границах городов или деревень. Они, на мой взгляд, должны и юридически войти в их состав. Такой же подход можно применить и к садоводческим товариществам, вплотную приблизившимся к населенным пунктам. 

Уверен, что в готовящиеся документы следует включить актуальные вопросы: организацию оплаты членами садоводческих товариществ потребляемой электроэнергии напрямую предприятиям электросетей, а не через правления СТ, передачу в пользование или аренду дачникам неиспользуемой, зарастающей бурьяном и кустарником земли рядом с их участками, совместное с органами власти обустройство подъездных дорог, которыми во многих случаях пользуются не только члены СТ, но и жители населенных пунктов. У нас именно такая ситуация.

Петр Тишук, член правления садоводческого товарищества «Прибрежное-1» (Брестский район)

С постоянным видом на жительство

house.gov.by
Инициатива внесения изменений в действующее законодательство, которая регулирует деятельность садоводческих товариществ, прозвучала в 2017 году. Во время обращения Главы государства с посланием к Парламенту и белорусскому народу я попросил его разрешить постоянную регистрацию в дачных домах, отвечающих требованиям к жилым помещениям. Это позволило бы дачникам в том числе оплачивать коммунальные услуги по субсидируемым ценам. По поручению Президента была создана межведомственная рабочая группа, которая вышла и на другие проблемы в этой сфере. 

Какие принципиальные аспекты можно выделить в проекте указа? Первый — разрешить перевод домов из статуса «садовых» в статус «жилых». Так будет решена проблема постоянной регистрации в СТ. 

Второй — создание условий для последующей трансформации садоводческих товариществ в населенные пункты или для присоединения их к ближайшим, главным образом сельским. Третий (который рассматривался первоначально) — разрешить лицам, вышедшим из состава товарищества, а также их наследникам и тем, кто отказался от вступления в СТ, продолжать заниматься садоводством. Для этого следовало бы заключить только договор о порядке пользования общими объектами инфраструктуры. Правда, в последней редакции проекта указа этот вопрос был снят. Конечно, на таких моментах поднимаемые гражданами проблемы не заканчиваются. 

Отмечу, что проектом указа предусматривается наделить полномочиями местные исполнительные органы власти одновременно с принятием решения о переводе садовых домиков в жилые дома принимать решения об изменении целевого назначения земельных участков, на которых расположены такие садовые домики, на земельные участки, предоставленные для обслуживания жилого дома.

Поддержано предложение поручить местным исполнительным и распорядительным органам обеспечивать информирование товариществ по их запросам о переходе прав на земельные участки к другим лицам. Ведь нередко члены СТ не знают, что на их территории появился новый хозяин, а это создает дополнительные организационные хлопоты и проблемы.

Отдельные моменты вызвали серьезные дискуссии. Например, размер членских взносов. Встречаются даже те, кто не понимает, зачем их сдавать и куда средства направляются. Хотя из этих денег выплачивается зарплата председателю правления, бухгалтеру, вознаграждение членам правления, ревизионной и счетной комиссии, а также оплачиваются другие текущие расходы — вода, электроэнергия, вывоз мусора.

Согласно Указу от 13.07.2015 № 323, которым внесены изменения в Указ от 28.01.2008 № 50, уплачивать взносы нужно в равном размере вне зависимости от площади земельных участков. Но многие дачники, как об этом свидетельствуют жалобы в различные инстанции, в том числе в Минэкономики, не согласны с таким положением дел, отмечая, что размер сбора должен напрямую зависеть от величины участков. 

Разработчики указа предлагают два варианта решения проблемы. Первый — оставить все как есть, второй — предоставить членам СТ право решить все путем голосования: платить взносы поровну — вне зависимости от количества участков и их общей площади или все-таки учитывать эти факторы. Чтобы принять то или иное решение, требуется 2/3 голосов. 

Есть разногласия и насчет того, надо ли привязывать плату за электро­энергию, обеспечивающую подачу воды на участки и освещение мест общего пользования, к площади и количеству территории. Например, собственник одного участка может проживать в СТ круглый год, постоянно пользуясь водой и электричеством, а другой, у которого несколько участков, — только приезжать на выходные. Естественно, объем потребления услуг будет разным. И решить вопрос можно лишь путем установки счетчиков. Кстати, проблема не глобальная: ведь в большинстве садоводческих товариществ воду дачники добывают с помощью так называемых гидрофоров, а за потребляемую электроэнергию платят по индивидуальному счетчику. 

Замечу, что, покупая участок или домик в СТ, гражданин вступает в товарищество и принимает на себя ряд обязательств: следовать уставу, платить взносы, выполнять постановления общего собрания. Поэтому принятие решений о совершенствовании деятельности садоводческих товариществ требует вдумчивой, многогранной подготовительной работы, при выполнении которой обязательно должно найтись место для детального учета возможностей и потребностей граждан, местных органов власти и государства в целом.

Леонид Брич, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по экономической политике
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter