Интервью с генеральныым директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой

Зельфира Трегулова: Музей – уже не царство старушек с пучком на голове

Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова недавно вернулась из Беларуси
Генеральный директор Третьяковской галереи – о том, как в 1990-х впервые оказалась в Минске, чему россиянам стоит поучиться у белорусов и что планирует делать через 10 лет.

На выставке Айвазовского в компании лучшего экскурсовода: генеральный директор Третьяковки показывает экспозицию министру культуры России Владимиру Мединскому.
Фото: Михаил ФРОЛОВ/kpmedia.ru

Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова недавно вернулась из Беларуси. Рабочая поездка началась в Минске – с визита в Национальный художественный музей. Еще два дня З. Трегулова провела в Могилеве: возглавляла жюри форума «Музеи Беларуси» и открыла выставку живописи XIX–XX веков в Музее Масленникова. Здесь же, в Могилеве, мы с ней и поговорили.

Город с высоты


– Зельфира Исмаиловна, вы в Беларуси впервые?

– Ну как сказать. Была в Минске два дня в 1990-х. Но эту поездку можно не считать – я тогда страну толком и не увидела. Приезжала с профессором университета Хайфы – заниматься изучением творчества Иегуды Пэна (витебский живописец, учитель Марка Шагала. – Ред.).

На дворе стояла Перестройка. И я была озабочена одним вопросом: как этого профессора прокормить. К моему ужасу, он оказался вегетарианцем. А свежих овощей тогда было не достать.

– Но на этот раз успели прогуляться по Минску или Могилеву?

– Времени было не очень много. Но удалось посмотреть знаменитую могилевскую Ратушу, которая и несколько раз горела, и в годы Великой Отечественной вой-

ны сильно пострадала. А в 1950-х была взорвана. Замечательно, что ее все-таки восстановили. Поднялась на башню, посмотрела на город с высоты – непередаваемые ощущения.

– Вы человек искушенный. Музейный форум в Могилеве какое впечатление произвел?

– Самое главное в таких мероприятиях – атмосфера. Люди общаются, обмениваются опытом, у них рождаются новые идеи.

Приятно удивило, что участвует огромное количество учреждений. И чуть ли не у каждого стенда – неравнодушные, заинтересованные молодые специалисты. Музейный мир меняется, перестает быть царством старушек с пучком на голове. В профессию приходят юноши и девушки, которые прекрасно понимают: здесь много не заработаешь. Зарплаты музейных сотрудников во всем мире не очень высоки. Но этим ребятам важно заниматься искусством, реализовывать свои проекты.

– В России ведь тоже много музейных форумов. Есть разница?

– Российские музейщики стали более жесткими, требовательными к себе и коллегам. С одной стороны, это правильно. Но в то же время мы утратили некую живость, эмоциональность, которую как раз почувствовала на могилевском форуме.

Культура из небытия


– Чему еще российским музеям стоит поучиться у белорусских коллег?

– Меня очень впечатлил Национальный художественный музей. Вот у генерального директора Владимира Прокопцова точно стоит поучиться – умению выстраивать отношения, в том числе и с представителями власти. Объяснять свою позицию, настаивать на своем.

Каждый из белорусских музеев – маленький он или большой – работает над восстановлением той памяти, которая годами разрушалась. Разрыв с прошлым здесь гораздо более ощутим, нежели в России. В 1930-е годы и во время Великой Отечественной войны в Беларуси были утрачены почти все художественные ценности. Музеи создавались из небытия, включая Нацио-нальный художественный. Стоит поучиться тому, как белорусы относятся к своему прошлому, как гордятся страной, как стремятся восстановить историю территорий. И, самое главное, делают все, чтобы новое поколение тоже было этим увлечено.

– Тема прошедшего форума – «Музеи в новой креативной экономике». Как думаете, лет через десять какие вопросы будут волновать ваших коллег?

– Ну креативная экономика будет актуальна и через десять лет. В этом абсолютно уверена. Мне, кстати, очень понравился девиз форума «Разрушая стереотипы, преодолевая консерватизм». Может, представленные проекты не очень ему соответствовали. Но девиз отражает ту мысль, которая мне близка.

А на ваш вопрос ответить, наверное, не смогу. Вообще, лет через десять вряд ли буду директором музея (смеется). Скорее всего, займусь собственными проектами.


ДОСЬЕ «СВ»

Зельфира Трегулова родилась в 1955 году в Риге (Латвия). В 1977 году окончила истфак МГУ. В 1981 году – аспирантуру. Работала во Всесоюзном художественно-производственном объединении имени Вучетича. Была заместителем генерального директора по выставочной работе и международным связям в Музеях Московского Кремля, генеральным директором Музейно-выставочного центра РОСИЗО. Осуществила ряд кураторских проектов в США, Германии, Великобритании, Италии.

С февраля 2015 года – генеральный директор Третья-ковской галереи.

Ирина МУСТАФИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter