“Зеленый змий” не дремлет

Что нужно знать об алкогольной зависимости Утверждают, что бич нашего времени — это сердечно-сосудистые, онкологические заболевания. Но, к сожалению, как свидетельствуют медики, на лидирующие позиции выходит и алкоголизм. Как строить отношения с пьющим человеком? Что делать, если беда пришла в дом? Можно ли победить зависимость усилием воли? Как уберечь детей в семье, где пьет кто-то из взрослых? На эти и многие другие вопросы во время “прямой линии”, которую организовала “Народная газета”, дал ответы заместитель главного врача по медицинской части Минского наркологического диспансера Александр АЛИШЕВИЧ.
 — Добрый день. Звонит из Минска мама, у которой 16-летняя дочь начала употреблять пиво. Назовите устрашающие цифры по подростковому алкоголизму, чтобы я, может быть, смогла ее остановить.
— Я, кроме цифр, еще и несколько советов дам. Самое важное в этой проблеме — воспитание. Родители  должны подавать положительный пример. Обязательно в семье должны говорить вслух об этих проблемах. Не замалчивать их, не создавать у ребенка впечатление, что это тема, которую нужно обходить стороной. А воспитывает всё. К примеру, в доме проходят праздники. Гости произносят тосты, чокаются. И неважно, минералка в бокале или еще что. С самых малых лет, можно сказать, даже с рождения, а по некоторым данным — и во время внутриутробного развития дети это очень хорошо впитывают: атмосфера праздничная, у всех хорошее настроение. И у них возникает устойчивая ассоциация.
— Значит, что, не чокаться?
— Ну, это я вам конкретный пример привел, как воспитание должно максимально ограждать от таких вещей. Следует иметь в виду и психологические моменты: детей с самого раннего детства нужно обучать справляться с проблемами. То есть не решать за них, а обсуждать любые возникшие вопросы. Для ребенка родитель должен стать не строгим воспитателем, а другом, хотя нельзя переходить грань панибратства. Когда наблюдается перегиб в какую-либо сторону, тогда и начинаются проблемы подросткового возраста.
На сегодняшний день в Минске на учете состоит более 5 тысяч подростков, это с алкоголизмом связано, с токсикоманией, наркоманией поменьше. По сравнению с 2004 годом количество таких детей выросло на  на 4,2 процента. У подростков алкогольная зависимость развивается быстрее и тяжелее протекает. Кстати, у девочек особенно тяжело, это обусловливается особенностями строения женского организма и социальной терпимостью или нетерпимостью. Простой пример. Если в общественном транспорте встретился выпивший мужчина, то к нему — отношение снисходительное: пусть он присядет, пусть доедет, не тревожьте его. А если женщина — то “ах ты такая-сякая, да как тебе не стыдно....” В результате женщины очень тщательно это скрывают, замалчивают, пытаются бороться с болезнью в одиночку. И когда дело доходит до нарколога — это уже серьезно запущенный случай.
— Знаете, Александр Сергеевич, когда дочь в первый раз пришла навеселе, я говорила с ней по душам. И услышала в ответ: “Мама, а спиртное так сближает!” Какие доводы противопоставить этому аргументу?
— Спиртное — это самый доступный транквилизатор. Оно действительно облегчает общение, снимает тревогу, напряжение, кому-то прибавляет смелости, у кого-то после употребления появляется красноречие, но это происходит, пока алкоголь в крови. Но когда он из крови переходит во внутренние органы, а особенно в головной мозг, все меняется с точностью до наоборот. Коварность алкоголя в том, что он создает иллюзию улучшения состояния по всем параметрам — социальным и биологическим, и повторю: она сохраняется до тех пор, пока алкоголь в крови.
У нас есть возможность проконсультироваться, в том числе и подросткам, анонимно, без постановки на учет. Запишите телефон заведующей подростковым отделением нашего диспансера Ирины Владимировны КОНОНОВИЧ: 285-00-08.
— Из Минска звонит вам Александр. Скоро начинается курортный сезон, к морю поедут люди. Скажите, что из спиртного лучше употреблять на юге? Вот я заметил: вино плохо идет, а крепкие напитки — нормально.
— Это зависит не столько от напитка, сколько от особенностей вашего организма. Но вы меня, если честно, ставите в несколько неудобное положение: я не должен рекомендовать, что пить.
А сейчас о том, на что воздействуют разные спиртные напитки. Пиво влияет в основном на почки. Вино, в том числе и игристое, в основном действует на печень, которая выполняет огромное количество функций. Водка, бренди, коньяк, виски — на головной мозг. Какой из этих напитков на вас наиболее влияет, трудно сказать.
— Еще маленький вопрос. После выпивки появляется чувство тревоги — на следующий день или через день. Чем это можно объяснить?
— Когда алкоголь поступает в организм, он очень быстро всасывается и, находясь в крови, а также головном мозге, обеспечивает приятные эффекты, за которые и нравится людям. Кстати, алкоголь в головном мозге обнаруживается уже через 4 минуты после первого глотка. Но когда он из крови поступает во внутренние органы, появляются прямо противоположные ощущения. Нам становится не очень хорошо. Чувство дискомфорта вызывается тем, что алкоголь во внутренних органах лишний, там нарушается обмен веществ. Дискомфорт — это какой-то неопределенный сигнал: организм еще не может разобраться, в чем дело. Конечно, такая тревога может быть и у серьезно зависимого человека. Но это уже немного другой механизм: там организм просто требует алкоголя.
— Из Мядельского района звоню, еле пробилась к вам. У меня есть племянник, который работает ветврачом в колхозе. Вокруг все пьют, за работу бутылкой рассчитываются. Вот и появилась у молодого хлопца тяга к алкоголю. Как нам побороть это, что делать?
— Скажите, а понимание у племянника, что уже что-то появилось, есть?
— Он понимает, что не надо пить. Но, как говорят, одной мало, две много, а потом перешел какой-то рубеж — и не может остановиться.
— Я на месте вашего племянника срочно поехал бы к наркологу или психиатру. Если есть тяга, значит, имеется очень большой риск, что он сопьется. Нужно это дело прерывать с медицинской помощью. И затем на протяжении длительного времени заниматься с психотерапевтом или психологом.
— Мама пьющего сына из Вилейского района. Как избавиться от алкогольной зависимости? Пробовали многое, не помогает. Он очень хочет вылечиться.
— Чтобы получить максимальный эффект, необходимо одновременно как бы с тремя блоками работать. Первый — биологический, это медикаментозное лечение. Если лечился более двух месяцев назад, опять начать. Почистить все, восстановить внутренние органы, обеспечить нормальное функционирование организма с точки зрения биологии. Второй блок — психотерапия, это самое главное. Работать нужно долго, несколько лет, по программе, составленной специалистом. И третий блок — социальный: работа, семья, соседи, друзья. Но начать следует с визита к наркологу.
— А в Минск к специалистам вашего уровня как мы можем попасть?
— В нашем диспансере есть отделение платных услуг, там можно пролечиться анонимно, без постановки на учет.
— Это Ирина из Минска. У меня муж каждый день выпивает поллитровую бутылку пива. Есть ли вероятность, что у него разовьется пивной алкоголизм, поскольку наследственность плохая по линии отца?
— Учитывая, что у него нехорошая наследственность и то, что он пьет пиво ежедневно, без перерыва, то риск достаточно серьезный. Всемирная организация здравоохранения дает рекомендации предельно допустимых доз употребления алкоголя — для мужчин 35 доз этанола (чистого спирта) в неделю. Одна доза составляет 9 граммов чистого спирта, на пиво можно пересчитать. Но при этом должно быть обязательно два дня в неделю трезвых, притом не подряд, а вразброс. К тому же нельзя “накапливать” (6 дней трезвых, а на седьмой употребить всю недельную дозу). Доза должна быть распределена равномерно. Еще одно условие: человек должен быть абсолютно здоров. А у вашего мужа есть генетическая предрасположенность...
— Так что вы мне посоветуете?
— Говорить об этом вслух, но не пилить, а просто обсуждать эту проблему. Может, не с ним напрямую, а с кем-то, но в его присутствии. То есть чтобы он слышал, что это вредно. Далее. Важно, чтобы он предпринял какие-то действия. Лучше всего проконсультироваться с наркологом, но уже не заочно, как вы со мной, а конкретно прийти к доктору, поговорить и выяснить, какие у него слабые места и что с этим надо делать.
— Из Борисова Людмила Витальевна звонит. Хотела бы своего мужа закодировать. Как это сделать, где, сколько стоит?
— Что вы понимаете под кодированием? Сеансы, которые проводят частнопрактикующие врачи?
— Я в этом ничего не понимаю, просто до того дошло, что я сказала: “Или развод, или кодируйся”.
— Понятно. Я посоветовал бы сделать “подшивку”. Это введение лекарства внутрь организма. Ваш муж перед этим должен обследоваться, чтобы мы были уверены, что весь алкоголь вышел из организма.
— Сколько нужно не пить?
— Даже если он не будет пить месяц, все равно нужно обследоваться. Алкоголь может по тем или иным причинам задержаться, или могут иметь место нарушения, которые он вызывает. Нужно в поликлинике по месту жительства сдать анализ крови (общий и биохимический) и общий анализ мочи. Если все будет в норме, можно будет приехать к нам и сделать все за один раз. На сегодняшний день это стоит 62 520 рублей.
— Здравствуйте, минчанин звонит. Такая ситуация: у меня родственник алкоголик. Хотелось бы узнать, куда лучше обратиться, чтобы его вылечить?
— Скажите, диагноз ему установили специалисты?
— Да, мы обращались в наркодиспансер, были в больницах. Выдержал месяца три, снова стал пить. Мы не хотим туда обращаться, подскажите, где гарантированно могут вылечить?
— Что касается гарантий, то ни в Европе, ни в Америке, ни у нас 100-процентной гарантии не дадут. Ее может дать себе только сам пациент. Только он может себе сказать: конкретно и навсегда. Все остальное — всего лишь более или менее низкие или высокие проценты. Теперь о том, куда можно обратиться. Есть ряд коммерческих организаций...
— Да, в “Парацельсе” нам помогли, родственник столько продержался. Но хотелось бы что-то другое попробовать.
— Я вам советую: не стремитесь искать еще кого-то. Выбрали одного доктора — с ним и будьте, а если будет несколько врачей, они начнут разное советовать, и в итоге ничего хорошего не получится. А там вашего родственника знают, и если понадобится дополнительный специалист, сами об этом скажут.
— Звонит из Борисовского района мать пьющего сына. Как помочь ему? Можно ли пролечиться в Минске? Сам он справиться со своей бедой не может.
— Согласен с вами, и у меня не было еще случаев, чтобы кто-то самостоятельно справился с этим заболеванием. Обязательно нужна помощь: родственников, профессионала-нарколога и психотерапевта. В Борисове есть наркологический диспансер, есть там, насколько мне известно, и психотерапевт. Можно обратиться и в Республиканскую клиническую психиатрическую больницу, она обслуживает всю Минскую область. Направление нужно взять у нарколога в Борисове.
— Скажите, а может, какое народное средство убирает тягу к алкоголю?
— К примеру, чабрец тягу снимает, его можно заваривать и пить как чай.
— А как снять агрессию у алкоголика?
— Агрессия снимается медикаментозно, то есть нужно, чтобы этот человек лечился.
— А дома нельзя втихую какие-нибудь капли подливать, чтобы он выпил?
— Если бы он лежал в стационаре, ему давали бы транквилизаторы. А рекомендовать втихую что-то подливать — это неэтично с врачебной точки зрения. Нужно человека обследовать, а затем назначить лечение.
— Ангелина Петровна из Могилева. Слышала, что существуют допустимые дозы употребления спиртного. Каковы они?
— По заключению Всемирной организации здравоохранения, для мужчины это 35 доз, для женщины — 21 доза чистого спирта в неделю. Одна доза — это 9 граммов 100-процентного спирта. То есть для мужчины это примерно 150 граммов водки, или 300 — крепленого вина, или 500 — пива в день. Но есть очень много оговорок, к примеру, человек должен быть абсолютно здоров. Если появляются какие-то особенности в здоровье, то доза должна быть снижена. Насколько — трудно сказать.
— Скажите, почему после употребления спиртного один человек становится веселым, другой — агрессивным, а третий идет спать?
— Действие этанола как химического вещества зависит от доз. Сначала оно эйфоризирует, повышает настроение, а потом наступает вторая фаза — угнетающая. Где-то в промежутке между ними есть момент агрессивности. Но это зависит не от величины дозы, а скорее от особенностей организма. То есть один воспримет спиртное как сигнал, что нужно веселиться, а другой — что нужно излить агрессию на кого-то.
— Игорь, г.Пинск. Скажите, а зачем ввели диспансерный учет?
— Чтобы больному можно было адекватно помогать, как, к примеру, сердечникам или с заболеваниями желудка и т.д. И не только самому человеку, но и обществу. Ведь ограничения, которые получают такие больные, позволяют избежать многих бед. К примеру, нельзя доверять управление транспортным средством страдающему алкоголизмом. Но постановку на учет нельзя воспринимать как наказание. К тому же это не навсегда. К примеру, в 2005 году в нашем диспансере было снято с учета 14 с половиной тысяч человек, из них более 11 тысяч в связи с трехлетним воздержанием от употребления спиртного. А состояло на учете на конец 2005 года 40 тысяч.
— Галина С., г.Логойск. Мой муж стал часто приходить домой подшофе. Говорит, что на работе тяжелая обстановка, он устает, а спиртное помогает расслабиться, снять стресс. А вдруг это начало алкоголизма? 
— Есть гораздо более безопасные способы расслабления: дыхательная гимнастика, физкультура, различные психологические приемы, аутотренинг. Я настоятельно рекомендую вашему мужу обратить внимание на это, а также посетить специалиста, чтобы напрямую обсудить сложившуюся ситуацию.
— Александр из Свислочи. По ТВ часто рекламируют различные методы лечения алкоголизма, но не разъясняют, что они собой представляют. А чем эти методы отличаются друг от друга и какой из них самый безопасный?
— Определиться должен сам пациент. Да, есть методы экстремальные: подшивка, кодирование. На первых порах они достаточно эффективны, когда человеку нужен барьер, который тяжело преодолеть, когда нужно запретить на уровне биологии: выпьешь — умрешь или станешь инвалидом. Но если их постоянно применять, то у человека возникает невротическое состояние. Почему говорят, что подшитые и закодированные становятся агрессивными, раздражительными? Потому что развивается невроз: им запретили пить, но не научили, как справляться с тягой. Человека надо научить, как, страдая этим, жить в обществе, то есть должна быть длительная психотерапевтическая поддержка. В моей практике был случай. Обратилась семья, отец с дочерьми. Он раньше лечился и не пил после этого 33 года. А потом встретил своего школьного товарища — и ушел в двухнедельный запой с первой рюмки. То есть зависимость никуда не может деться, она остается. И только от самого человека зависит, как долго он останется трезвым. А мы должны ему помочь и научить, как с этим жить дальше.
Причем психотерапевтическая работа должна вестись со всей семьей. У людей, которые живут рядом с пьющим человеком, весь день строится в зависимости от того, в каком состоянии он придет. Образно это можно представить следующим образом. Есть бутылка. Злоупотребляющий человек вращается вокруг нее, вся его мыслительная деятельность, трудовая и т.д., связана с этой бутылкой. А вокруг него вращаются родственники. И получается два круга, и оба круга замкнуты. Чтобы разорвать внутренний круг, очень важно разорвать внешний. Если они преодолеют свою созависимость, то это однозначно поможет зависимому человеку справиться со своей проблемой. А в некоторых случаях и этого одного достаточно, чтобы изменить ситуацию.
— Можно более конкретно об этом?..
— Главная задача родственников — научиться давать возможность этому человеку самому справляться с последствиями его проблемы: не кто-то должен звонить и просить отгул, а он сам должен объясняться с начальником и так далее. Тяжелее всего матерям: они воспринимают это как предательство своих детей. Но следует иметь в виду, что своей опекой мы лишаем этих пациентов возможности научиться самостоятельно жить.
— Думаю, Александр Сергеевич, не все с вами согласятся, ведь многие живут рядом с алкоголиками лишь потому, что невозможно квартиру разменять или ввиду материальной зависимости. А вы утверждаете, что не нужно уходить от пьющего человека.
— Алкоголизм — это болезнь, а не распущенность или слабоволие, вот что нужно понять. Не уходят ведь от того, у кого серьезное заболевание сердца или онкологическое. Как и любого больного, алкозависимого нужно поддерживать, помогать ему. Помогать в каком смысле? Человек с утра встал, ему тяжело с попойки. Нужно приготовить ему поесть. Поговорить по душам, но делать упор не на факты, а на эмоции, на чувства. Но опять-таки не давить, а говорить, что вы чувствуете, как вы его любите, как вам больно, когда это все происходит. А мы в силу нашего образования, в силу наших жизненных ситуаций приучены говорить о фактах: “А вот ты вчера, а вот ты во столько”. Нельзя так делать. “Здесь и сейчас” — вот какой должен быть разговор.
— Если у человека был перелом, то он вылечится и станет здоровым, а алкогольная зависимость остается с человеком на всю жизнь. Так я понимаю?
— Но если на место перелома оказать физическое воздействие даже менее слабое, чем тогда, когда это случилось, то рука или нога снова сломается. То есть рубец остался, и это место уязвимо. В определенном смысле нет разницы между этими заболеваниями. Что понимать под выздоровлением в нашем случае? Многие пациенты думают: вот я пролечусь, не буду пить год, два, три — и смогу пить так, как пил раньше, контролировать себя: выпью сто грамм и остановлюсь. Это не так. Контроль, если он был однажды потерян, не вернется. Алкогольная зависимость — это потеря контроля. Человек теряет контроль над количеством и над ситуацией. Многие пациенты рассказывают: я понимаю, что нельзя пить, но ноги сами несут в магазин, и ничего нельзя с этим сделать. А если понимать выздоровление как воздержание, долголетнее, до конца жизни, то это возможно. Что называется, “даже пробку не нюхать”. В этом смысле опасно безалкогольное пиво. Во-первых, там все-таки полградуса есть, во-вторых, безалкогольное пиво — самый лучший провокатор тяги. Вроде выпил бокал, бутылку пива, подумаешь, полградуса, оно растворится в организме бесследно. Все так, но подсознание среагирует и будет продуцировать сильнейшую тягу. И возникнет ситуация, когда ноги сами понесут в винно-водочный отдел. Пиво очень опасно для людей, которые уже зависимы.
(Продолжение следует.)
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter