"Зеленый" всему честному люду

Корреспондент «СГ» провел один день на белорусско-польском участке границы в Гродненском районе
Пункт пропуска «Брузги» (от названия ближайшей деревни) — один из самых «раскаленных» на границе. Начальник таможенного поста Сергей Алещенко замечает: «За сутки проверяем около тысячи грузовиков». Хотя проектная мощность — 700. Легковушек проезжает еще больше — две тысячи. Но инспектора остаются и после работы.

Накануне 25-летия белорусской таможни «СГ» узнавала, что возят через границу и как проверяют путников? 


Владимир ПИРОЖНИК проверяет въезжающих велосипедистов и автомобилистов

10 УТРА. В «Брузгах», как ни странно, оживленное движение двухколесных. Вместе с главным инспектором отдела таможенного оформления и контроля Владимиром Пирожником проверяем документы у велосипедистов – супругов Александра и Елизаветы Ивановых.

Они закупались в Кузнице, ближайшей польской деревне. От Брузгов до Гродно – 18 километров — поедут на личном авто. Его оставили рядом на стоянке. Преимущество велосипедного перемещения через границу — экономия на страховке до 35 условных. 

Александр интересуется, почему не пропускают пешеходов. Хотя несколько лет назад своим ходом они могли пересекать границу. Но потом разрешение отменили. 

Владимир Пирожник обнадеживает: скоро пешеходам включат «зеленый». В проекте реконструкции — строительство за два года отдельного пропускного канала. В планах и дополнительные каналы для авто. 

Въезжают, как я заметил, со стороны Польши в основном белорусы. Таможенники говорят: все вчерашние «закупы» возвращаются. Поляков единицы. К примеру, Марта на «Вольво» — из Познани. Она в Беларусь в гости и по рабочим вопросам. В Гродно открыла совместное предприятие. 

Иван ТЕЛЕШИНСКИЙ, заместитель начальника Гродненской региональной таможни:


— Время проверки автопоезда — 5—7 минут. Водитель прямо из кабины передает документы сотруднику таможни для оформления. Но комфортное пересечение границы не влияет на безопасность. По отдельным статьям таможенники меньше контрабанды выявлять не стали.



Заместитель начальника отдела Сергей САНТОЦКИЙ с изъятой вазой

Ближе к полудню очереди вырастают. Перед пунктом пропуска уже десятки машин. Владимиру Пирожнику осматривать технику помогает инспектор Инна Омельченко. Прямо перед нами обнаружила в вещах гражданина, следовавшего на грузопассажирском автобусе, незаконно перемещаемый товар. Водитель Олег из Гродно пытался незаконно ввезти одежду. Купил в Белостоке и спрятал в подушку. Стоимость груза превышает разрешенный лимит. Олег делает вид, что не знает об этом. Но ему все равно придется развернуться обратно. 

Задерживаю Олега еще на несколько минут. Интересуюсь у него ценами на топливо в Польше. Собеседник только разводит руками: мол, не разбогатеешь – стоимость почти одинаковая. А вот продукты у нас дешевле и качественнее. 

Как известно, с первого сентября запрет на вывоз топлива с территории Беларуси отменили на всей границе. Инициатор — ГТК. 

Гораздо актуальнее сейчас незаконное перемещение бытовой техники, золота, наркотиков... Почти все тайники таможенникам удается раскрыть. Внимательно ищут «невидимые» места — в багажнике, колесах, обшивке. 

Пассажиры автобусов все до одного выходят из салона. Осмотр в отдельном помещении. Сумки сканируют компьютером. Инспектор Ирина Евдокимова вспоминает последний случай: недавно пассажирка перевозила около килограмма золота из Польши. Пришлось конфисковать. 


Заместитель начальника таможенного поста Игорь ЛАВРЕНИН

В бокс для углубленного досмотра легковушки попадают выборочно. Камеры на телескопических или гибких ручках «заглядывают» глубоко под днище, в скрытые полости. Лазерный дальномер ищет фальшивые стенки или пол в грузовом отсеке. 

Работает в боксе главный инспектор Вадим Касперчик. Он вспоминает нарушителей: в подшивке авто прятали блузку, а в колесе — комбинезоны. 

Инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК) — большой рентген-аппарат пронизывает любую машину насквозь (всего таких в Беларуси  9. – Прим. авт.). У инспекторов вызывает подозрения фура, направляющаяся из Белостока в Россию. Таможенники предлагают водителю оставить технику в ИДК, а самому подождать на улице. Автомобиль просвечивают, не разгружая и не вскрывая груз. Время досмотра — не более 15 минут. Вместе с заместителем начальника отдела Сергеем Сантоцким видим на мониторе: в спальном отсеке подозрительный предмет. Просим водителя показать кабину. Легко по ориентирам ИДК находим спрятанную вазу. Спрашиваю у Сергея Сантоцкого: «Как определить, что представляет ценность?» На что слышу пояснение: «Изымем – посмотрим». Некоторое время — и подлинную ценность установят эксперты. 

До решения суда большие партии груза хранятся  на специальном складе. На него отправляюсь под конец пребывания в «Брузгах» вместе с Сергеем Алещенко. Он показывает огромные бочки. В емкостях из ЕС в Россию перевозили почти тонну трамадола – наркотика. Или же мебель: ее стоимость занизили с 200 тысяч условных единиц до 10. Чтобы меньше платить пошлины…

"За 8 месяцев 2016 года таможенники выявили более 32 тысяч административных правонарушений — больше на 8 тысяч, чем за аналогичный период прошлого года. Зафиксировали 259 уголовных дел, за весь прошлый год — 164. Изъяли 262 объекта историко-культурной ценности, за весь прошлый год — 177. Увеличилось количество случаев пресечения перемещения наркотиков: с 96 в прошлом до 433 случаев в этом году. 


"В минувшее воскресенье границу пересекли более 70 тысяч физлиц, почти 14 тысяч легковушек, около 6 тысяч грузовиков, 103 самолета и более 180 железнодорожных составов. Пропускная способность пунктов пропуска за 26 лет возросла в 10 раз. 


kovalev@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter