Контролеры КГК рассказали о причинах недостаточного уровня озелененности территорий

Зеленый уровень комфорта

Несистемный подход к планированию, отсутствие учета насаждений и должного ухода за ними — контролеры выяснили причины недостаточного уровня озелененности территорий. Живописные пейзажи, ухоженные дороги, аккуратно оформленные зеленые островки уже стали визитной карточкой нашей страны. Вопрос благоустройства земель, особенно вдоль магистралей и дорог, стоит на особом контроле Президента. Насколько эффективно ведется работа по озеленению, корреспондент «Р» оценила в одном из рейдов Комитета государственного контроля Беларуси по Минской области.

В условиях окружающей среды

Вместе с представителями КГК и дорожной службы отправляемся на вторую Минскую кольцевую автодорогу (М-14). В этом году на транспортных развязках М-14 проводилась масштабная деятельность. Специалисты рассказали, что постоянно мониторят состояние высаженной за пределами Минска растительности, внедряют системный подход в организации работ по озеленению. Заместитель начальника управления КГК Минской области Дмитрий Ротгон уточняет:

— Преобразились три участка МКАД-2  пересечение магистрали с дорогами М-3, Р-58 и Р-40. Но одно дело посадить деревья и кустарники и обустроить газон, второе — должным образом ухаживать за ними. Как правило, растения высаживают весной, осенью их пересчитывают и проверяют состояние. В случае необходимости что-то досаживают, а дальше растительность приживается исходя из условий окружающей среды. Приживаемость деревьев и кустарников — основной критерий оценки качества озеленения.

Заместитель начальника управления КГК центрального региона Дмитрий Ротгон проверяет приживаемость насаждений вдоль М-14.

Последние проверки показали, что в среднем выживают около 70 процентов саженцев. Но вдоль второй Минской кольцевой более 7 тысяч деревьев из почти 24 тысяч не выдержали испытаний агрессивной средой, а на отдельных участках приживаемость насаждений составила и вовсе 17 процентов. В чем причины? С одной стороны, срабатывают внешние факторы (реагенты с дорог, загазованность, неблагоприятное место высадки). Особенно тяжело приходится хвойным породам. Второй момент — человеческий фактор. Если за неокрепшими насаждениями не ухаживать, они быстро погибнут. Бесхозность здесь связана еще и с тем, что посадки производили различные неспециализированные организации центрального региона. Для исправления ситуации агротехнические работы проводит РУП «Минскавтодор-Центр» — подсыпка грунтом, подкормка и многое другое. Контролеры КГК подтвердили их качественное выполнение на трех крупных транспортных развязках МКАД-2.

С видом на развязку

Осматриваем яркую композицию с двумя зубрами, инсталляцию «Я люблю Беларусь», что находятся на пересечении дороги Р-40 (Боровляны — Логойск) и М-14. Здесь полный порядок с растениями, топиарными каркасными фигурами, габионами (декоративными камнями в сетках). Формы освещаются в темное время суток, установлены на специальном грунте и древесной щепе, чтобы не мешали сорняки. Так и должно быть, ведь мимо симпатичного островка каждый день проезжают тысячи жителей региона, туристы.

Габионы — цветники из сетки и камня.

Презентабельный участок данной развилки и еще 15 ландшафтных композиций вдоль МКАД-2 контролирует начальник управления производства работ и содержания дорожной сети РУП «Минскавтодор-Центр» Дмитрий Демидович:

— При проектировании таких композиций, выборе их месторасположения всегда учитывается ряд факторов. На трассе со скоростным режимом 100–120 километров в час водители не будут обращать внимание на картину за окном, а на данной развязке автомобили притормаживают, у водителей и пассажиров есть возможность полюбоваться прекрасными видами. Такое оформление несет не только декоративную нагрузку, но и создает безопасные условия участникам дорожного движения, привлекая внимание водителей к наиболее важным местам — границам развязки, началу переходно-скоростных полос у съездов или остановок. Кроме того, барьерные придорожные насаждения подчеркивают невозможность продолжать движение в том же направлении.

Удалось узнать много нюансов озеленения и благоустройства. Например, стихийно ухаживать за растениями нельзя. Как будут расти насаждения вдоль дорог, зависит от ряда факторов: на одной стороне дороги дерево может прижиться и хорошо расти, а на другой — нет.

— Для должного ухода за зеленым богатством, а стоимость одного саженца ели, сосны, туи или можжевельника может достигать 40–60 рублей, нужна прежде всего системность, — акцентировал Дмитрий Демидович. — Заботиться о насаждениях целесообразно специально созданной бригаде специалистов. Перечень работ по уходу довольно широкий: обследование посадок с отбором проб почв, обмыв крон и стволов деревьев, обильный полив, прополка, подкормка, профилактическая борьба с вредителями и болезнями специальными веществами, защита стволов и корней в холодный период года.

Дмитрий Демидович: «Эстетика форм, современное озеленение и безопасность дорожного движения должны быть соблюдены на подобных развязках».

Однако средства на уход за растительностью после ее высадки не выделяются. Разработка проектов и финансирование работ по благоустройству предусмотрена только при возведении, реконструкции и капремонте дорог. В остальных случаях растения высаживаются без проектной документации. Места посадки дорожные организации выбирают по своему усмотрению, а саженцы никем не принимаются на учет. Так они и остаются без какого-либо дальнейшего ухода.

Когда растения погибают, отдельные организации пытаются поправить ситуацию. В 2021-м взамен неприжившихся высадили свыше 24 тысяч новых. Но контролеры КГК фиксировали немало случаев, когда зеленые насаждения отсутствовали там, где им положено быть. Такую ситуацию эксперты показали и нам.

Едем дальше по второй кольцевой — Дмитрий Ротгон хочет посмотреть состояние высаженных несколько лет назад зеленых насаждений. На участке от нулевого до 9,4 километра по правой стороне в 2017-м высадили 9,8 тысячи саженцев сосны и более 4,7 тысячи саженцев казацкого можжевельника. Как показала инвентаризация, приживаемость зеленых насаждений на данном участке через год составила 26 процентов — восстановили более 3,8 тысячи деревьев, а через два года — 4 процента. И все потому, что за насаждениями не присматривали.

Посадки, озеленение.
КОМПЕТЕНТНО

Анастасия Терешко, главный государственный инспектор управления контроля промышленного комплекса и транспорта Комитета государственного контроля:

— Доля площади, занятой древесно-кустарниковой растительностью, в общей площади озелененных территорий не достигла необходимых 50 процентов в 33 городах. По итогам прошлого года уровень озелененности не достиг требуемых планами по наведению порядка на земле параметров (а это 40 процентов) в 15 городах и райцентрах. А в восьми городах и райцентрах зеленый уровень был невысоким — ниже 30 процентов. Проведена недостаточная работа по цветочному оформлению населенных пунктов.

Причин тому несколько. Одна из них — отсутствие комплексного подхода к планированию и организации работ по озеленению и цветочному оформлению территорий. Так, для большинства населенных пунктов не разработаны схемы озелененных территорий общего пользования, которые необходимы для качественного планирования мероприятий по высадке зеленых насаждений. Кроме того, нет должного учета насаждений и надлежащего за ними ухода, что приводит к повреждению и гибели большого количества растений.

Комитетом госконтроля внесены конкретные предложения в части совершенствования деятельности по озеленению территорий населенных пунктов и вдоль автомобильных дорог. Чтобы решить ряд выявленных проблем, а также рационально расходовать средства на озеленение, местным органам власти необходимо скоординировать работу, улучшить планирование, исключить формализм при определении ежегодных заданий, обеспечить контроль за качеством работ и приживаемостью насаждений. Контролировать выполнение специалисты КГК будут и дальше.

Яна ВИКЕНТЬЕВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter