Чем выгоден сельчанам зеленый туризм?

Зеленый туризм пока не на коне

ОТДЫХАТЬ на природе любят все. Но далеко не все сельчане могут позволить себе вырваться с работы летом. Однако очевидно  — большинство животноводов, агрономов, да, впрочем, и руководителей, даже в законном отпуске не выезжают за границу. Между тем, как обнадежил журналистов начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Николай Свидинский, у нас развиваются новые направления экологического туризма. «В чем тут интерес для агрария, который и так живет на лоне природы?»— спросите вы. Есть варианты.

Это не только отдых, но и способ подзаработать. Где государство вкладывается в инфраструктуру для обеспеченного туриста, там может найти свою нишу и частник. Возьмем пример Национального парка «Нарочанский». Здесь давно сделали акцент на продвинутую аудиторию: разработали множество карт и специальных приложений, которые подскажут туристу с планшета, на какой стоянке есть свободные места и что за костел скрывается за поворотом. В ближайших планах — веб-приложение для велотуристов и аудиогид. При этом, по подсчетам экспертов, если в год официально природоохранное учреждение оказало услуги 50 тысячам туристов, всего регион принял около 200 тысяч. Не внакладе остались владельцы агроусадеб и те, кто просто сдает жилье, а также продавцы даров природы — тех же ягод, грибов, продуктов с собственных огородов. Кстати, в нацпарке «Браславские озера» доводилось встречать и доморощенных гидов — местный житель, заглянув на турбазу, предложил устроить нам импровизированную экскурсию по озерам. Очевидно, что чем популярнее место, тем больше возможностей.

Потихоньку начинают шевелиться не только национальные парки. Вот только информации о них все равно маловато. К примеру, вы слышали о том, что в Березинском биосферном заповеднике уже несколько лет подряд туристов водят полюбоваться медведями в дикой природе? Говорят, выходила к ним даже мать-медведица с тремя малышами. С прошлого года запустили конные маршруты. Сейчас и вовсе решили организовать экстремальный туризм — прогулку по качающейся трясине болота… Мол, идешь — а под тобой десятки метров воды и торфа. Завлечь туристов должен также Музей мифологии, который планируют открыть в июле. Но все же пока не так уж востребованы наши болота: директор биосферного заповедника Андрей Прокошин и сам отмечал, что можно принять на порядок больше гостей.

Но если мы сами не знаем, что в заказнике «Ричи» можно понырять с аквалангом, а в «Днепро-Сожском» организуют сплавы на плотах, в «Озерах» — наблюдение за зубрами, чего ждать от иностранцев? Впрочем, небольшая динамика есть: те же заказники  приняли за год 22,8 тысячи наших и 2,5 тысячи иностранных туристов. Приросли на три процента. Маловато будет, как говорил герой известного мультфильма. И если, к примеру, наши молочные продукты называют локомотивом экспорта, то зеленый туризм пока явно не на коне.

На вооружение многие могли бы взять опыт «Беловежской пущи», принявшей за год больше 400 тысяч туристов. Заработали на этом более полумиллиона рублей, обеспечили больше 20 процентов доходов от экспорта туризма всей Брестчины. Нацпарк давал рекламу на польском телевидении, пробовал сотрудничать с туристическими организациями за границей. Однако лучше всего сработало сарафанное радио. Вот вам и век интернета. Очевидно одно: таким же неизменным останется и спрос на отдых в тиши заповедного леса или на озерах. Велосипед изобретать необязательно, прибавить бы ему только экономических оборотов…

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter