Зеленый свет Орши-Товарной

Логистический центр в Болбасово не приведет к росту импорта, но повысит эффективность бизнеса и позволит разгрузить склады белорусских производителей

Логистический центр в Болбасово не приведет к росту импорта, но повысит эффективность бизнеса и позволит разгрузить склады белорусских производителей

Об этом проекте впервые заговорили четыре года назад: в рамках сотрудничества Оршанского авиаремонтного завода с гонконгской компанией возникла идея построить мультимодальный логистический центр. На этой неделе грандиозный проект обрел конкретику: на совещании у Президента было четко озвучено, что в поселке Болбасово Оршанского района будет создан крупный оптовый центр, где индивидуальные предприниматели смогут закупать необходимый им товар. Однако в выигрыше окажутся и потребители, и естественные конкуренты большинства ИП — белорусские производители.

Лучше поздно, чем никогда, и все же явная задержка с реализацией весьма выигрышного проекта вызвала недовольство Александра Лукашенко:

— Я несколько лет назад поручал создать в Беларуси “черкизовский рынок”, чтобы наши предприниматели не ездили в Москву или еще куда-то. Где посмотреть этот рынок?

Неудивительно, что ответ “пока такого рынка нет” Президента не удовлетворил. Тем более что импортные товары на внутреннем рынке Беларуси стоят дороже, чем в сопредельных странах, а это вызывает справедливые нарекания населения. Причину этого правительство видит в закупках через посредников, решение проблемы — в создании большого логистического центра, говорит заместитель премьер-министра Петр Прокопович:

— Мы сегодня через посредников, через Москву привозим товары из Азии. Это вообще прошлый век! Мы можем напрямую поставлять любой товар. Четыре-пять дней, и контейнер из Китая приходит в Минск.

На совещании вице-премьер доложил, что помимо проекта в Болбасово в нашей стране создается сеть и других логистических центров. Вместе с тем Петр Прокопович посетовал, что в предпринимательской среде немного желающих осваивать новые центры: большинство ИП устраивает нынешняя система. Президент объяснил этот факт ее безальтернативностью и поручил министру торговли вместе с другими членами правительства и губернаторами к 1 июля создать в каждой области оптовые базы.

В подобном решении — большой задел на перспективу. Своевременная доставка товаров получателю — одна из основных задач любого поставщика, поэтому экономисты отмечают: снижение издержек на этом этапе возможно благодаря современным технологиям. Оптимизация хранения, перевалки и транспортировки товаров требует формирования современных интегрированных логистических систем, пояснил “Народной газете” профессор экономического факультета БГУ Борис Паньшин:

— Главными задачами таких систем являются информационно-аналитическое обеспечение товаропроводящей сети, обеспечение своевременной и комплектной поставки требуемого объема товаров соответствующего качества, формирование рациональных транспортных схем доставки. Территориально белорусский вариант для этого весьма удобен: наша страна находится в центре тысячемильного круга от Урала, Франции, Скандинавии и Турции.

По различным данным, ежемесячно в Беларусь ввозится товаров народного потребления на сумму от 200 до 500 миллионов долларов — одежда, обувь, стройматериалы, электроника... Борис Паньшин обращает внимание на важный аспект: замечательной особенностью логистического проекта является не расширение импорта, а его оптимизация — приобретение большего числа товаров лучшего качества и более широкого ассортимента на ту же сумму. То есть в конечном итоге выигрывает потребитель. Как, впрочем, и сами предприниматели.

— Большая торгово-закупочная площадка позволит сформировать механизм доступа предпринимателей к широкому спектру белорусских и зарубежных товаров и услуг по более низким ценам, по совершенно легальным, открытым схемам, а также доступ к маркетинговой и другой аналитической информации для повышения эффективности работы малого и среднего бизнеса при максимальном соответствии государственным интересам, — считает эксперт. — При этом “электронная составляющая” нового логистического центра будет содействовать продвижению белорусских товаропроизводителей и даже окажет помощь в реализации неликвидной продукции через систему конкурсных торгов. Опыт реализации неликвидов через интернет-аукционы показывает, что товар продается в десять раз быстрее, а выигрыш в цене достигает в среднем 15 процентов.

По итогам совещания Александр Лукашенко поручил правительству в тесном контакте с предпринимателями доработать представленный ему проект указа “О некоторых вопросах реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами”: документ должен учитывать интересы сторон, создавать равные для всех условия и способствовать развитию прозрачной цивилизованной торговли. Одновременно Президент предупредил, что ждет взвешенной позиции по обсуждаемым вопросам и со стороны предпринимателей. Тем более что примеров успешного освоения малым бизнесом доходных направлений в Беларуси немало. Один из них промелькнул на этой неделе в байнете: могилевский студент в 2006 году открыл с партнером собственную кузницу. Сейчас возглавляемое им ООО — успешная компания, среди заказчиков которой есть даже московские мультимиллионеры. Воистину, каждый сам кузнец своего счастья. И благополучия, подкрепленного продуманной государственной поддержкой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter