Зеленый свет на перекрестке Европы

Наш рынок грузоперевозок сейчас на подъеме. Число оказываемых транзитных услуг ежегодно возрастает в республике на 20—25 процентов. За счет их реализации нынче планируется получить не менее 2 миллиардов долларов прибыли, а концу 2015 года выйти на сумму в 3 миллиарда. В логистической сфере вообще наблюдается настоящий бум. О своем интересе к участию в перспективных проектах уже заявили инвесторы из Китая, Чехии, Катара, стран Прибалтики. Всплеск такой активности объясняется довольно просто: Беларусь стала членом весомого по всем мировым меркам Таможенного союза, а с 1 января 2012 года войдет в Единое экономическое пространство, что автоматически открывает огромные возможности для бизнеса.

Беларусь планирует в ближайшие пять лет в полтора раза увеличить доходы от транзита

Наш рынок грузоперевозок сейчас на подъеме. Число оказываемых транзитных услуг ежегодно возрастает в республике на 20—25 процентов. За счет их реализации нынче планируется получить не менее 2 миллиардов долларов прибыли, а концу 2015 года выйти на сумму в 3 миллиарда. В логистической сфере вообще наблюдается настоящий бум. О своем интересе к участию в перспективных проектах уже заявили инвесторы из Китая, Чехии, Катара, стран Прибалтики. Всплеск такой активности объясняется довольно просто: Беларусь стала членом весомого по всем мировым меркам Таможенного союза, а с 1 января 2012 года войдет в Единое экономическое пространство, что автоматически открывает огромные возможности для бизнеса.

На руку нам и географическое положение в центре Европы. Через страну проходят два из десяти важнейших транспортных коридоров — номер 2 (Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород) и номер 9 (Хельсинки — Санкт-Петербург — Витебск — Гомель — Киев — Кишинев — Бухарест). Не забудем и еще один весьма оживленный маршрут: Калининград — Клайпеда — Вильнюс — Минск — Киев.

Транзитные дивиденды белорусская сторона рассчитывает получить прежде всего за счет дополнительных преимуществ, которые сулит создание Единого экономического пространства. Сегодня страны Таможенного союза используют транзитный потенциал не в полной мере. Не обеспечена пока и конкурентоспособность транспортных коридоров для свободного перемещения производимой техники и товаров, сырьевых ресурсов, а главное — продуктов питания, которые имеют ограниченные сроки хранения. Поэтому основной документ новой интеграционной структуры — Таможенный кодекс — требует корректировки и приведения в соответствие с национальными законодательствами, и, что немаловажно, с мировыми тенденциями развития транспортных и логистических систем.

Возможности роста транзитного бизнеса и сопутствующих услуг, привлечение международных грузопотоков детально рассматривались на V Белорусском транспортном конгрессе, который завершил вчера работу в Минске. На форуме еще раз подчеркнуто, что транспортная логистика сегодня является важнейшей составляющей любого успешного бизнеса. К сожалению, здесь у нас еще немало проблем…

По словам заместителя министра экономики Андрея Тура, сегодня на уровень транспортно-логистических затрат белорусских промышленных и торговых предприятий негативно влияют неоправданно большие запасы материалов и готовой продукции на складах, а также слабая механизация погрузочно-разгрузочных работ. Если снизить удельный вес этих потерь, то экономия может составить до 2 миллиардов долларов в год.

В последнее время Правительство не устает повторять, что развитие логистической системы является одним из важнейших приоритетов страны. Тема создания соответствующей бизнес-среды дважды в этом году обсуждалась на заседании Совета Министров. Но, как оказалось, для быстрого распространения такого вида услуг мало иметь неплохую транспортную инфраструктуру и подготовить соответствующую программу. Также нужна серьезная либерализация законодательной базы. Скажем, выяснилось, что операторам логистических услуг необходимо получить лицензии на отдельные виды экономической деятельности с массой условий. Абсурдное требование, которое только отпугивает потенциальных инвесторов.

В августе на заседании Президиума Совмина руководитель Правительства Михаил Мясникович также высказал свои замечания.

— Настроили больших и дорогих складов, а нормативной базы, условий для работы не создали, — заявил он.

Действительно, отдельным уже действующим игрокам рынка существующие нормы приносят только дополнительные проблемы. Поэтому понятна и выжидательная позиция части возможных партнеров.

Немецкие компании пока еще достаточно осторожно подходят к инвестициям в эту сферу в Беларуси. Такое мнение высказал один из участников конгресса, представитель Немецкой экономической группы Франк Майснер. Он объяснил это тем, что на данном этапе белорусская ситуация оценивается и изучается, анализируются имеющиеся риски.

Вместе с тем белорусские грузоперевозчики уже сейчас достаточно активно работают как раз-таки в транспортировке грузов из Германии в Россию. В секторе автомобильных перевозок приблизительно 30 процентов услуг, экспортируемых белорусскими транспортными предприятиями, — услуги для Германии, подчеркнул Франк Майсснер. Он также заметил, что немецкие компании являются сильно интегрированными в западноевропейские структуры и поэтому не всегда готовы идти на риск, с которым связано освоение новых рынков.

Но рискнуть, в хорошем смысле этого слова, видимо, все же придется. Инфраструктура западных стран уже перегружена, и грузовладельцы пытаются найти новые схемы для передвижения товаров. Растет и вклад белорусских автоперевозчиков, которые за первое полугодие увеличили грузопоток на 10,6 процента. Положительное сальдо составило 206 миллионов долларов, что составляет около четверти положительного сальдо всего баланса внешнеэкономических услуг Беларуси.

Логистика сегодня становится одним из ключевых элементов реализации транзитного потенциала страны, сказал министр транспорта и коммуникаций республики Иван Щербо. Снижение уровня затрат и рисков во многом и будут определять привлекательность Беларуси для транзита товаров. А рост объемов грузоперевозок стимулирует инвестиции в логистику, и наоборот. По оценке Ивана Щербо, необходимо примерно 7 миллиардов долларов. Это деньги, которые откроют зеленый свет широкому транзитному коридору Восток—Запад.

Александр ШЕВКО, «БН»

Справка «БН»

Программой развития логистической системы на период до 2015 года в республике определено около 50 площадок для строительства транспортно-логистических центров. Сегодня возводится и проектируется 41 такой объект. При этом 25 проектов реализуется по программе, а 16 — это дополнительные проекты по инвестиционным договорам. Наибольшее количество логистических центров (22) строится в Минской области, в связи с пересечением здесь двух основных европейских транспортных коридоров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter