12 июня — Исаакий. Наступает время «змеиных свадеб», и в лесу следует вести себя осторожно: считалось, укус змеи, первый и последний по времени выхода рептилии на поверхность и ухода в нору, наиболее опасен.
Вообще, отношение к змее всегда было двойственное. С одной стороны, это существо загадочное, символ мудрости, ума, магической силы, «захавальніца сям’і, дома, кожнага чалавека». Отмечается ее тесная связь с землей, водой и плодородием. С другой стороны, змеиный яд способен убить. Однако человек научился применять змеиный яд себе на пользу, изготавливая из него лекарства: не зря именно изображение змеи, склонившейся над чашей, стало символом фармакологии. При проведении археологических раскопок на территории Беларуси обнаруживали артефакты с «выявамі» змеи, относящиеся к XI — XII столетиям: металлические браслеты и фибулы — застежки со стилизованными концами в виде змеиных голов. Историки отмечали, что в древности у нас «трымалі ў доме ручных змей, кармілі іх, а сялянскія дзяўчаты ўпрыгожвалі шыю каралямі з галоў змей».
13 июня — Еремей. Посевные работы должны быть завершены: «Як прыйшоў Ерамей, то больш не сей».
14 июня — Устин и Харитон. Период, когда «заедают» комары и по вечерам устраивают «квак‑концерты» лягушки. Замечалось, если лягушка квакает днем — «дождь зовет»; по вечерам — погода ожидается ясной; летающие роем комары также обещают «добрае надвор’е». В это время теплых дождей и солнца все, посаженное на полях и огородах, замечательно растет: «Юстын і Харытон цягнуць уверх лён і ўсякую пашніцу».
15 июня — день поминовения предков, Троицкая родительская суббота, «Траецкія Дзяды і Бабы». Кстати, раньше «Бабы» отмечали в пятницу, в постный день, соответственно, и все блюда на столе были постными.
16 июня — Святая Троица (Сёмуха, то есть седьмая неделя после Пасхи, Сёдмуха, Сёмка, Зеленец, Зеленые святки).
Главное действующее лицо в этот праздник — «зеляніна», которая в Беларуси с давних времен называется «маем». Накануне Троицы небольшие срубленные деревца (березы, липы, орешник, рябины) ставили возле входа в дом.
В домах травой, цветами украшали окна, стены, образа, пол посыпали нарезанным душистым аиром, под потолок, «пад бэлькі», тоже прикрепляли «май». Веточки «мая» втыкали прямо в грядки, надеясь, что такие действия принесут хороший урожай. Позже увядший и высохший «май» сжигали на «купальскім вогнішчы», подстилали под стога и хлебные скирды.
Надо отметить, что Троица считалась женским праздником. И в этом контексте очень интересные и мудрые обряды предусматривались для девочек‑подростков. Также девочкам к Троице обязательно шили новые платьица, пусть и недорогие, ситцевые, покупали новые ленты в косы. В чудесные и теплые дни играли много свадеб.
На Троицу судили о том, каким окажется лето: солнечный и теплый день обещал такую же погоду и дальше, но если зарядит дождь — будет лить целых семь недель.