Деловая активность восстанавливается: эксперты и представители важнейших отраслей экономики — о перспективах поставок на внешние рынки

Зеленый коридор для экспорта

Пандемия коронавируса существенно изменила экономическую карту мира, замедлила развитие практически всех стран. Но время карантина проходит — мировые производственные связи начинают новую жизнь. И сейчас Беларуси особенно важно занять в них свое достойное место. О возможности скорого восстановления говорил и Глава государства на недавнем совещании по актуальным социально-экономическим и политическим вопросам. Особое внимание Александр Лукашенко уделил экспорту, с которым связал восстановление национальной экономики после снятия ограничительных мер. Как обстоят дела у наших главных экспортеров и как они планируют наращивать поставки продукции made in Belarus, узнала корреспондент «Р».

Отгрузки продукции «Беларуськалия» идут рекордными темпами – почти каждый день отгружается более 40 000 тонн.

Мы сохранили деловую активность

Председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович
уверен: с июля деловая активность начнет восстанавливаться. Хотя сейчас наши экспортеры, как и бизнес по всему миру, испытывают определенные трудности:

— Беларусь — страна с открытой экономикой, и то, что происходит в мире, влияет и на нашу экономическую жизнь. Тем более что наша страна экспортно ориентированная, более 70 процентов производимой продукции уходит в разные уголки мира. Понятно, что ситуация, которая сложилась в последние два месяца, повлияла на работу наших экспортеров.

Но при этом, отмечает эксперт, Беларусь сумела сохранить свой потенциал в непростых условиях:

— Здесь важно помнить, что мы не останавливали производство, сохранили деловую активность и в целом экспортные позиции. А по некоторым вообще приросли: например, очень хороший результат показывают поставщики продуктов питания. А в той же Германии, для сравнения, в первом квартале потери в части экспорта превысили 8 млрд долларов.

У БелТПП есть индикатор, по которому можно определенным образом судить о потерях у национальных экспортеров, — это количество выданных сертификатов о происхождении товаров. В первом квартале торгово-промышленная палата выдала таких сертификатов на 15 процентов меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Но эти потери все же не сопоставимы с потерями тех стран, которые пошли на закрытие границ, подчеркивает Владимир Улахович.

В ведении БелТПП — и выдача свидетельств об обстоятельствах непреодолимой силы. 

— Начиная с марта мы рассмотрели более 70 заявлений на получение таких свидетельств. Рассматриваем их достаточно быстро, стараемся в течение одного рабочего дня. Для членов БелТПП (а это почти 2,5 тысячи предприятий) эта услуга бесплатная. И надо признать, что экспортеры обращаются в единичных случаях. Более 80 процентов запросов поступает от импортеров, еще часть — от представителей сферы услуг. Как правило, единичные обращения экспортеров связаны не с проблемами наших предприятий, а с ограничительными мерами, которые ввели другие страны.

В этой связи БелТПП активно сотрудничает с торгово-промышленными палатами России, Украины, других стран. Ведь зачастую наши предприятия-экспортеры должны получить свидетельства о форс-мажоре именно в той стране, которая ввела строгие ограничительные меры и куда они не смогли поставить продукцию.

Как сложится ситуация по итогам года, пока сказать сложно: слишком много непредсказуемых факторов, подчеркивает Владимир Улахович:

— Да, идет отмена ограничительных мер, но этот процесс происходит по-разному. Плюс есть опасения последующих волн эпидемии коронавируса. Поэтому очень сложно сейчас спрогнозировать, как мы закончим год. 

Что же касается более близкой перспективы, то с июля мы ожидаем роста экспортных поставок. Об этом говорил и Глава государства. Возможно, эта пауза в бизнес-отношениях, в торговле — это своего рода отложенная деловая активность, которая может отозваться ростом во втором полугодии.

Новые рынки

По экспорту продуктов питания Беларусь традиционно демонстрирует одни из самых высоких показателей в мире. В первом квартале этого года, несмотря на пандемию и другие экономические сложности, наши производители нарастили поставки продовольствия на 10 процентов и заработали на 125 миллионов долларов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля экспорта сельхозпродукции в общем объеме экспорта страны впервые выросла почти до 22 процентов, хотя обычно она составляет 16—17 процентов. Белорусские продукты дошли до прилавков 83 стран мира, это очень неплохой результат. 

Белорусские продукты дошли до прилавков 83 стран мира.

Подробнее о своей работе на экспортном направлении «Р» рассказали в концерне «Белгоспищепром». За первые три месяца предприятиям, которые входят в его состав, удалось увеличить в натуральном выражении экспортные поставки таких товаров, как солод, дрожжи, игристые вина, пиво, кондитерские изделия. И это далеко не полный список. В концерне отмечают:

— Один из основных рынков сбыта для наших предприятий — Россия. Тем не менее экспортируется продукция и на другие, более маржинальные рынки, в том числе третьих стран. Так, за первый квартал текущего года освоено 12 новых рынков: Вьетнам, Канада, Дания, Корея, Италия, Словакия, Шри-Ланка, Черногория, Ангола, Гвинея, Бенин и Нигер.

Особое внимание предприятия концерна уделяют увеличению поставок продукции в страны Европейского союза: в январе — апреле этого года они выросли на 48,8 процента. Значительно увеличены поставки продукции в Сербию (в 25,2 раза), Кыргызстан (6,9 раза), США (2,7 раза), Казахстан (2,4 раза). 

— Наши предприятия ведут активное сотрудничество и с Китайской Народной Республикой, — рассказали в концерне. — В первом квартале они нарастили экспорт в этом направлении на 14,6 процента. В рамках работы по освоению стран «дальней дуги» за три месяца увеличены поставки в Израиль, Узбекистан, Таджикистан, Японию. Осуществлены поставки продукции в Шри-Ланку, Вьетнам, Анголу, Гвинею, Бенин, Нигер и Корею.

Предприятия Минпрома ежегодно экспортируют порядка 70 процентов продукции.

От микросхем до карьерных самосвалов

Предприятия Минпрома сегодня производят широкий спектр продукции: от микросхем до самых больших в мире карьерных самосвалов. Отрасль работает в тесной кооперации с сотнями различных зарубежных компаний, и порядка 70 процентов производимой продукции ежегодно уходит на экспорт. 

О ситуации в машиностроении подробнее рассказал пресс-секретарь Министерства промышленности Владимир Подоляк. В частности, он напомнил, что в первом квартале наши промпредприятия экспортировали продукции на сумму без малого 900 миллионов долларов. Поставки шли в 92 страны мира. В этом списке и 15 стран, куда в 2019 году продукция не экспортировалась. Среди них Тунис, Кения, Алжир, Бенин, Ангола, Гвинея, Доминиканская Республика, Бразилия, Филиппины, Бурунди, Кипр, Эфиопия, Саудовская Аравия, Гватемала, Австралия. 

— Наши экспортеры в полтора раза нарастили поставки в страны «дальней дуги» карьерной техники (на 31,8 миллиона долларов) и тракторов (на 9,4 миллиона долларов). Увеличили поставки в страны Азии на 17 процентов и Африки — на 22,6 процента. В целом работа белорусского промышленного комплекса в условиях мировой эпидемиологической ситуации стабильна. Сегодня постепенно зарубежные компании выходят из карантинных мероприятий, запускают работу предприятий, рынок планомерно будет оживать. 

Владимир Подоляк акцентировал внимание: Беларусь ведет внешнеторговую деятельность с огромным количеством стран. Экспортная география ежегодно насчитывает более 100 государств мира: 

— Так или иначе, мы все работаем в рамках договорных обязательств. И если поставка какой-либо готовой отечественной продукции не произошла вовремя, это не значит, что она останется на складе. Товар обязательно дойдет до потребителя. Беларусь не останавливала работу заводов и продолжила выпуск продукции. Уверен, этот факт повлияет на увеличение спроса на белорусскую промышленную продукцию после коронакризиса. 

Поставки карьерной техники и тракторов в страны «дальней дуги» в первом квартале выросли в 1,5 раза.

2020 год — завершающий в пятилетке. И по ее итогам, подчеркивает представитель Минпрома, ожидается выполнение задания по промпроизводству и экспорту, что соответствует задачам Программы социально-экономического развития страны на 2016—2020 годы. Прогнозируется и прибыльная деятельность промышленной отрасли страны в целом.

Перспективные направления

Ситуацию в легкой промышленности комментирует заместитель председателя концерна Вадим Ламков. Он отмечает, что положение дел сейчас непростое в силу объективных причин: карантинных мер, принимаемых странами — импортерами белорусской продукции, падения покупательной способности населения:

— Однако задачи, поставленные руководством страны на 2020 год, должны быть выполнены. Особенно важно сейчас быстро сориентироваться на внешних рынках, наращивать экспорт при первой же возможности. Несмотря на стрессовую для внешней торговли обстановку, существенного падения экспорта по концерну в январе — марте не произошло: его объем составил 109,1 миллиона долларов, или 98,3 процента к аналогичному периоду прошлого года.

При этом, уточняет заместитель председателя концерна, в натуральном выражении экспорт продукции в первом квартале вырос на 7,4 процента, поставки велись в 41 страну мира. Российский рынок (одно из главных экспортных направлений) удалось сохранить: экспорт составил 75,4 миллиона долларов, или 100 процентов к соответствующему периоду 2019 года.

Поставки в страны СНГ (без учета России) тоже остались на уровне января — марта прошлого года (в денежном выражении это 15,1 миллиона долларов). А по отдельным направлениям их даже удалось нарастить: в Узбекистан — на 44 процента, Казахстан — на 24,3 процента, Украину — на 4,8 процента. В страны дальнего зарубежья предприятия концерна поставили продукции на 18,4 миллиона долларов. При этом экспорт в Южную Африку вырос более чем в 8 раз, в Финляндию и Венгрию — более чем в 5 раз, в Швецию — на 95,8 процента, в Японию — на 74,3 процента, в Румынию — на 57,4 процента. 

— Если говорить по конкретным отраслям, то неплохие результаты показали организации трикотажной отрасли. Они нарастили экспортные поставки почти на 10 процентов (поставили продукции на 36,5 миллиона долларов). Объем экспорта на уровне аналогичного периода прошлого года достигли такие предприятия трикотажной отрасли, как «Конте Спа», Брестский чулочный комбинат, «Вяснянка», «Купалинка», «8 Марта», «Бобруйсктрикотаж», «Мотекс», и другие.

Предприятия трикотажной отрасли в январе — марте нарастили экспортные поставки почти на 10 процентов.

Вадим Ламков отметил, что расширилась и география поставок: продукция предприятий трикотажной отрасли в первом квартале экспортировалась в 20 стран (в 2019-м — в 18). Отмечается рост поставок в Россию, Германию, Молдову, Польшу, Азербайджан, Литву и Латвию. По ряду стран экспорт возрос в разы. Так, отгрузки трикотажной продукции в Казахстан увеличились в 2,6 раза, в Узбекистан — в 3,2. Более чем в 9 раз выросли поставки швейных изделий в Узбекистан, более чем в 3 раза — в Кыргызстан, в Великобританию — в 2,4 раза.

— Спрогнозировать цифры экспорта на конец года пока трудно, потому что нет понимания, как поведут себя внешние рынки после снятия ограничительных мер. Нам видится перспективным для многих производителей рынок стран Евросоюза. Оршанский льнокомбинат, например, планирует укреплять позиции на рынках США, Японии и Кореи, «Камволь» — в США и Канаде. Безусловно, планируем сохранить и укрепить наши позиции на пространстве ЕАЭС.

Калийный рынок оживает

Макроэкономические сложности в первом квартале, а также потрясения, связанные с пандемией COVID-19, не обошли стороной и мировые рынки удобрений и сельского хозяйства. Для Беларуси калийные удобрения традиционно являются одной из главных статей экспорта. Корреспондент «Р» уточнила у генерального директора Белорусской калийной компании Елены Кудрявец, как сейчас обстоят дела с поставками.

— У нас не было проблем в плане доставки товара в порты погрузки,
— отмечает глава БКК. — Отгрузки осуществляются через литовский терминал БКТ в Клайпеде, акционером которого является ОАО «Беларуськалий». Терминал работал и работает четко и отлаженно. Мы также отгружаем калий на экспорт через украинские порты Николаев и Рени.

Это действительно так, многие страны достаточно быстро уяснили значение удобрений как для экономики, так и для людей, в результате чего логистические цепочки БКК не пострадали: нормально функционировали все звенья и в Беларуси, и в Литве, и в Украине.

Весной Белорусская калийная компания заключила два контракта, оказавших влияние на весь рынок калийных удобрений. Так, 30 апреля было достигнуто соглашение по новому контракту с Консорциумом китайских покупателей, а 18 мая БКК и другие крупные поставщики подписали контракт с крупнейшим индийским импортером калийных удобрений компанией IPL. Эти контракты создали прочный фундамент для восстановления и последующего развития калийного бизнеса.

Кроме того, во многих регионах импортеры оживились, спрос начал ощутимо расти. Хороший спрос на калий, к примеру, наблюдается на крупнейшем спотовом рынке в Бразилии. К тому же в этой стране установились высокие цены на сою, что также повысило возможности фермеров в плане покупки удобрений. Позитивные настроения наблюдаются и на европейском рынке, где и правительства, и представители сельскохозяйственной отрасли достаточно быстро осознали значение удобрений и устранили создавшиеся логистические проблемы.

— Мы всегда мыслим реалистично, — резюмирует генеральный директор БКК. — Сейчас рынок ожил, востребованность товара растет. И это, в свою очередь, должно положительно отразиться на ценах. Конечно, последние полгода были очень сложным периодом, который нам, к счастью, удалось не просто преодолеть, но и подготовиться к росту спроса. Сейчас мы очень активно работаем над поставками. Последнее время отгрузки продукции «Беларуськалия» идут действительно рекордными темпами: почти каждый день отгружается больше 40 тысяч тонн! В настоящий момент задействованы все наши логистические возможности как в Беларуси, так и за пределами страны, а также производственные мощности нашего калийного производителя. «Беларуськалий», как никто, умеет использовать передышку для того, чтобы хорошо подготовиться к росту спроса, и сейчас все работает как часы. Кстати, именно сегодня отмечается профессиональный праздник калийщиков — День химика. Мы поздравляем весь коллектив «Беларуськалия», и очень гордимся тем, что представляем белорусский калий на международной арене.

mich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter