Зеленые школы

Новый факультатив позволяет сызмальства постигать азы охраны окружающей среды

Новый факультатив позволяет сызмальства постигать азы охраны окружающей среды

Устойчивое развитие, о котором так много говорится в последнее время, зиждется на нескольких “китах”, одним из которых является экологическая безопасность. А она в свою очередь складывается из множества аспектов, напрямую или косвенно затрагивающих практически любую сферу деятельности. И чем раньше человек начинает осознавать свою роль в сохранении природы, тем лучше. Именно поэтому все большую популярность в разных странах обретает программа “Зеленые школы”. С одобрения Министерства образования и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды она официально включена в список факультативов для белорусских школьников.

Диплом — не самоцель

Для Беларуси программа “Зеленые школы” была адаптирована в рамках проекта ЕС/ПРООН, нацеленного на повышение экологической информированности молодежи. Большую подготовительную работу проделали и специалисты Академии последипломного образования в партнерстве со школьными учителями.

В настоящее время участниками этой программы являются около 150 школ нашей страны. Она рассчитана на учащихся первых — девятых классов и включает в себя работу по нескольким направлениям: биоразнообразие, энергоэффективность, вода, отходы, местное сообщество.

— Предусмотрено выполнение определенного количества заданий по всем этим направлениям, и в зависимости от достигнутых результатов школа получает диплом первой, второй или третьей степени, — пояснила руководитель проекта ЕС/ПРООН “Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь” Ольга Чабровская. — Никаких привилегий диплом не сулит, но обладать им считается престижно, поэтому школ, стремящихся его получить, с каждым годом становится больше. Сейчас их 34.

Дети получают широкий спектр знаний об окружающей среде, о последствиях воздействия человека на природу и методах ее охраны. Упор делается на практические занятия. Например, учащиеся проводят в своей школе водный аудит: высчитывают, сколько воды потребляется, смотрят, нет ли где-нибудь ее утечки. Ребята сами разрабатывают планы мероприятий по экономии воды, согласовывают их с администрацией школы и реализуют.

Не лишние знания

Свои знания и навыки, полученные благодаря программе “Зеленые школы”, ученики из Шарковщинского и Миорского районов продемонстрировали на празднике, посвященном Всемирному дню водно-болотных угодий. В центре внимания оказался заказник “Ельня”, расположенный на территории обоих районов. В частности, школьники показали спектакль, в котором Кикимора и Леший рассказали о том, как плохо ведут себя на болотах некоторые люди, нанося огромный вред природе.

Затем состоялась викторина, основанная на знаниях о заказнике. Ребята с завидной легкостью отвечали на довольно сложные вопросы: “Чем отличается верховое болото от низинного?”, “Почему Ельню можно сравнить с... международным аэропортом?”, “Чем интересен мох сфагнум?”

— Мне очень интересно участвовать в программе “Зеленые школы”, — сказала ученица восьмого класса СШ № 2 г. п. Шарковщина Валерия Святская. — Мы узнаем много нового и интересного, проводим различные мероприятия по охране окружающей среды, поддерживаем порядок в своем районе. Сейчас изучаем заказник “Ельня”. Считаю, что каждый человек должен знать, как надо относиться к природе и как ее сохранять.

На новом уровне

По словам Ольги Чабровской, на первых порах программа “Зеленые школы” реализовывалась силами педагогов-энтузиастов. Сегодня любая школа может официально внедрять ее в образовательный процесс, организовываются курсы повышения квалификации для учителей, которые хотят развивать данное направление.

— Это значительный шаг вперед в сфере экологического воспитания, образования и просвещения, — считает начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Наталья Минченко. — Программа “Зеленые школы” не только позволяет давать детям знания о том, как надо грамотно охранять животный и растительный мир, но и охватывает целый ряд других экологических вопросов. Поэтому хотелось бы, чтобы в перспективе в эту программу было вовлечено максимальное количество школ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter