Зеленая ракета

Рассказ о Герое Советского Союза минчанине Иване Кустове .
Рассказ о Герое Советского Союза минчанине Иване Кустове

...Сначала ушли на войну отец, старший брат. Затем пришел черед и его, Ивана Кустова. Определили в Свердловское пехотное училище. Ускоренная программа подготовки взводных командиров напоминала непрерывный конвейер, который лихорадочно штамповал лейтенантские партии для огромной топки войны.

С войной они встретились за много километров до линии фронта. На станции Красный Сулим Ростовской области эшелон, полный офицеров, попал под ночную бомбежку. Застигнутые врасплох, военные бросились от вагонов врассыпную, кто куда. Мчался прочь от станции и младший лейтенант Иван Кустов.

- Это был ад, ужас! - неохотно вспоминает ту ночь Иван Ильич. - Рев, грохот, взрывы, крики бегущих в темноту людей, вопли раненых. И разрывы, разрывы, разрывы...

С рассветом те, кто выжил, стали возвращаться к эшелону, к тому, что от него осталось. Все вагоны состава сгорели, остатки их валялись в страшном беспорядке на путях и возле. Станция курилась дымом, тут и там лежали разбросанные шпалы, топорщились вздыбленные рельсы. Пахло керосином. И еще - запах обугленных человеческих останков. Сгоревшие черные тела младших лейтенантов лежали вперемешку со шпалами.

До фронта оставалось еще двое суток пути.

Странная встреча

В штабе 5-й ударной армии Южного фронта Кустова распределили в 96-ю гвардейскую стрелковую дивизию. В 291-м стрелковом полку он принял под командование 29 человек - взвод. Полк держал оборону на реке Миус.

Первый бой едва не стал для него последним. Полк брал высоту "Саур-могила". Артналет, зеленая ракета... Проскочили проходы в минном поле. Вломились в первую траншею.

Началась мясорубка. Стоны, лязг металла, топот, чужая рваная речь, тела под ногами, пелена в глазах - рукопашная.

В тесноте вражеской траншеи Кустов столкнулся нос к носу с немецким пехотинцем в очках. Немец опешил и... забыл про автомат. Он ошеломленно уставился на Ивана.

Странная штука война... "Очкарик" засел в памяти так глубоко, что Кустов в других траншеях, на других фронтах стрелял сначала в тех, кто был в очках. И ничего не мог с собой поделать...

А тогда... он ударил очередью по очкам, перепрыгнул через труп и ринулся дальше. Пьянящая, неподвластная сила выхватила его из траншеи и понесла к другой. Крик, мат, трассы в упор... Кто уцелел - побежали, ворвались - и снова сошлись в рукопашной.

Наступление остановила ночь. Подсчитали потери, поужинали - вот уже и рассвет. Позавтракали. И - зеленая ракета. Атака!

Вечером Кустов заметил, что какая-то красная липкая жидкость закапала с пальцев левой руки.

- Я ничего не понял: ведь не почувствовал ни пули, ни боли. Кровь стекала с рукава, а жгло в груди. Свинцовое ядрышко пробило руку и прошло настолько близко к телу, что разорвало форму... Бегу дальше. Через несколько метров что-то резануло по ноге и меня швырнуло на землю...

Позже, когда солдаты сопровождали командира в госпиталь, он обнаружил еще один след атак - пулей была пробита фляга.

Звезда Пилицы

1945-й Иван Кустов встретил на Магнушевском плацдарме. Немцы крепко вцепились здесь в землю. Батальону, в котором сражался Кустов, нужно было выбить их из траншей и захватить плацдарм на западном берегу реки Пилицы, одном из притоков Вислы.

14 января подразделение, готовое к броску, всматривалось в небо. Взлетела в кисель тумана зеленая ракета, вынырнула из земли пехота. Туман был на руку наступающим. Ошеломленные внезапным появлением наших бойцов, немцы в первой траншее активного сопротивления не оказали. Прикованные цепями к пулеметам, они были с ходу перебиты.

Опомнились фашисты лишь тогда, когда "кустовцы" глубоко вклинились в их оборону. Ударами с флангов немцы ликвидировали брешь в своих позициях и не позволили советским войскам воспользоваться успехом роты дерзкого капитана.

А пехотинцы Кустова настойчиво шли вперед.

К вечеру командир привел роту к Пилице. Решил передохнуть: график наступления они выполнили! Волновало одно: где соседи?

Наконец по рации связались с комбатом. Враз охрипший после доклада о нахождении подразделения голос майора произнес

: - Братцы! Держитесь, держитесь...

Вскоре смысл этих слов дошел до каждого. Рота в тылу немцев, в окружении. Наступление только удаляло их от своих.

Ночью фашисты сузили кольцо вокруг подразделения.

Кустов решил прорываться. Но не назад, не к своим - вперед. Туда, где их не ждали. Всю ночь окруженцы готовились к форсированию Пилицы. Разведали лед, приготовили жерди, выбрали направление удара.

Утро немцев изумило: советская рота брала у них в тылу плацдарм! Пехота шла прямо на высоту с противоположного берега. Взяли ее за считанные минуты.

Пока враги приходили в себя, Кустов организовал круговую оборону.

- О присвоении мне звания Героя Советского Союза за бой у Пилицы я узнал в госпитале. Ранение оказалось тяжелым. Заражение крови вызвало гангрену, руку еле спасли. О Золотой Звезде прочитал в письме командира полка. По правде сказать, не представлял, что значит быть кавалером столь высокой награды. Из села - в училище, после училища - на фронт. Вот и вся жизнь. Для меня было полной неожиданностью, когда после известия о моем награждении персонал госпиталя устроил в мою честь банкет. Помнится, подумал тогда: "А хорошо все-таки быть Героем Советского Союза". И все, больше ничего. Воевали мы не за награды.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter