“Зеленая” мифология

Кто такие экологические шантажисты, почему Гринпис невзлюбил холодильники и кому на руку страшилки про всемирное потепление?

Кто такие экологические шантажисты, почему Гринпис невзлюбил холодильники и кому на руку страшилки про всемирное потепление?

Сегодня все знают и понимают, что природу нужно беречь и охранять, для этого создаются общественные объединения и движения, проблемы поднимаются на всевозможных международных форумах. Как водится в таких случаях, нашлись и те, кто решил половить «рыбку в мутной воде», представляя научно-технический прогресс чуть ли не монстром, убивающим планету. «НГ» попыталась разобраться, что такое экологический радикализм и как борьба за сохранение природы становится инструментом политики и экономической конкуренции.

Джинн из бутылки

В мировой практике немало отыщется фактов, когда определенные политические силы или крупные корпорации пытаются направить подлинную борьбу за сохранение природы в выгодное для себя русло. Вспомним хотя бы протесты против эксплуатации холодильников с фреоном, который якобы разрушает озоновый слой. Впоследствии ученые доказали, что фреоновые газы тут ни при чем, а колебания в толщине озонового слоя вполне закономерны и регулируются естественными природными процессами. Что же касается разъедающего озон хлора, то при извержении вулканов его образуется столько, сколько не снилось ни одному химическому магнату. Тем не менее джинн был выпущен из бутылки, и на поднятой шумихе, в которую вовлекли известную общественную организацию Гринпис, хорошо нагрели руки американские компании, производящие холодильники с другими хладагентами. Кстати, теперь на сайте Гринпис ни слова о вреде фреонов, зато появилась новая идея фикс — парниковые газы и глобальное потепление. Многие ученые уже не воспринимают ее всерьез, утверждая, что  время от времени наша планета испытывала глобальные потепления, за которыми следуют столь же глобальные похолодания. И даже если парниковые газы способствуют глобальному потеплению, то их роль все равно несопоставима с ролью собственно природных факторов, о механизме воздействия которых на климат наука до сих пор не имеет ясного представления. Тем не менее дело сделано, Киотский протокол, вменяющий в обязанность ограничивать выбросы углекислоты и тратить миллиарды на программы борьбы с потеплением, подписан.

— Со стороны России подписание протокола — чистое безумие, — считает историк и журналист Юрий Болдырев. — Российская экономика испытывает огромные трудности с конкурентоспособностью, потому что у нас энергозатраты на единицу продукции вдвое выше из-за холодного климата. А наши конкуренты находятся в оптимальной климатической зоне. В случае глобального потепления Мексиканская пустыня начнет наступление на США, Сахара прыгнет через Средиземное море на Европу, зато у нас в Подмосковье будут расти мандарины, и энергозатраты на единицу продукции снизятся до нынешних американских. Так ради чего нам бороться с глобальным потеплением?

Пираты Печорского моря

Прошлой осенью прогрессивная общественность возбудилась по поводу ареста ледокола Arctic Sunriseм в Печорском море после того, как прибывшие на нем активисты Гринписа поднялись на российскую нефтяную платформу “Приразломная” с требованием остановить бурение арктического шельфа. Но почему того же самого они не требуют, например от норвежцев, которые уже 40 лет осваивают эти недра? Все просто: нынешний скандал выгоден всему западному нефтегазовому бизнесу с целью минимизировать влияние в регионе потенциальных конкурентов. По оценкам экспертов, на шельфе находится четверть мировых запасов нефти и газа. За такой кусок углеводородного пирога стоит побороться, не так ли?

— В лихие девяностые американ-ские реформисты учили нас реформировать экономику, а в нулевые —иностранные экологи учат нас защищать экологию. Как бы результат не стал таким же, — отмечает глава  экспертной группы по экологической безопасности Общественной палаты Российской Федерации Александр Казаков.

— Акция Гринпис относится к экологии так же, как акция Pussy Riot в храме Христа Спасителя относится к искусству. Имиджевый ущерб для “Газпрома” и для России очевиден, — добавляет гендиректор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова.

Экологические “киллеры”

Впрочем, чему удивляться, ведь среди спонсоров Гринписа фигурируют американский медиамагнат Тед Тернер (наиболее известный актив — CNN), а также примечательная организация под названием “Фонд Рокфеллера” —один из ключевых акционеров нефтедобывающей компании ExxonMobil.

По сути, ребята из Гринписа — это экологические “киллеры”, которые валят тех, на кого укажут им спонсоры. В 1970-х годах “зеленые” выступали против строительства атомных станций во Франции. Очень многие французы даже присоединились к ним. Однако ряды сочувствующих сильно поредели после того, как стало известно, что все акции против развития в стране атомной энергетики финансируются из-за океана. Америка была вовсе не заинтересована в том, чтобы Франция обзавелась АЭС. После аварии на Фукусиме в Германии имеющие большой политический вес “зеленые” настаивали на закрытии всех немецких АЭС. Выясняется, что немецкие экологи действовали в интересах Франции, крупнейшего в Европе экспортера электроэнергии. То есть когда немцы заглушат свои реакторы, французы, бельгийцы, голландцы запустят у себя новые и станут продавать соседям энергию. При этом в большей безопасности немцы себя чувствовать не станут, потому что французы и бельгийцы поставили свои АЭС в считаных метрах от границы.

Из той же оперы и претензии ряда европейских стран к Беларуси по поводу строительства первой белорусской АЭС. Прикрываясь экологической “ширмой”, наши соседи, критикующие это решение, просто не хотят признавать, что мы их опередили. Ведь имея собственную станцию, Беларусь сможет не только отказаться от импорта электроэнергии, но и продавать ее излишки, подчеркивает директор программ российской госкорпорации “Росатом” Сергей Бояркин. Кому же нужен такой сильный конкурент в регионе?

Груз ответственности

Психологи говорят: одно из главных правил демагога — апеллируй не к разуму, а к чувствам, лучше всего — к чувствам, затмевающим разум. Радикальные экологи без устали трубят: “Планета гибнет!”. При этом не  берут в расчет то, что за последние 440 миллионов лет биосфера Земли пережила пять великих вымираний, не считая кучи мелких. Континенты сталкивались и вновь раскалывались, температура повышалась и понижалась, падали астероиды. Самый обычный вулкан выбрасывает больше парниковых газов, чем вся земная промышленность вместе взятая. Спору нет, человек нанес немалый вред природе, но это вовсе не значит, что пора возвращаться в доиндустриальную эпоху. Если пользоваться древесным углем вместо коксующегося и биотопливом вместо нефти, то современной цивилизации пришлось бы вырубить все леса, вспахать Гоби и вечную мерзлоту, и все равно этого не хватило бы для производства потребляемой ныне энергии. Безусловно, любое научно-технологическое достижение несет в себе как пользу, так и вред. Важно, как и в каких целях мы сами будем распоряжаться плодами науки и техники, насколько терпимо и ответственно будем относиться другу к другу и ко всему тому, что нас окружает. Только в таком случае можно избежать  гуманитарной и экологической катастрофы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter