Зеленая дорога

"Экотуризм способен спасти деревню и.
"Экотуризм способен спасти деревню и... страну", - заявляет директор туристической фирмы "Дудутки-тур" Валерия Клицунова. Ее утверждение не голословно - в свое время кандидат сельскохозяйственных наук Клицунова защитила диссертацию по экологии, а затем окончила Британский королевский институт маркетинга и стала руководителем одного из самых стабильных туристических предприятий Беларуси. Вместе с мужем Евгением Будинасом они создали уникальный музейно-этнографический комплекс в усадьбе Дудутки, ставший большой достопримечательностью страны. Сегодня директор фирмы "Дудутки-тур", старший преподаватель кафедры международного туризма БГУ Валерия КЛИЦУНОВА - наш собеседник.- Валерия Анатольевна, давайте для начала разберемся в терминах. Понятия "экотуризм" и тем более "агротуризм" наверняка неизвестны большинству читателей...

- Экотуризм в современном представлении - это отдых в привлекательных регионах, почти не тронутых активной человеческой деятельностью, сохранивших традиционный уклад жизни местного населения. Агротуризм - понятие более широкое, включающее наряду с экологическим спортивный, фермерский и культурно-познавательный туризм. Говоря проще - это отдых в деревне. И это тот вид отдыха, который приобретает все большую популярность во всем мире. Например, на очередном Всемирном конгрессе по экологическому туризму, проходившем в 1997 г. в Бразилии, было отмечено, что число туристов, которые отдают предпочтение "зеленым" путешествиям, растет чрезвычайно быстрыми темпами - на 30 процентов в год. По оценкам западных специалистов, в 1993 году экологический туризм принес доход 30 миллиардов долларов, что составило 10 процентов доходов от международного туризма.

- Чем объясняется такая популярность этого вида отдыха?

- В последнее время происходит глобальная экологизация сознания людей. А это, в свою очередь, приводит к тому, что состояние окружающей среды служит одним из главных критериев выбора места и формы отдыха. Пассивное времяпрепровождение на пляже хотя и остается наиболее распространенной формой проведения отпуска, все в меньшей степени отвечает потребности "жить в удовольствие". На смену принципу "трех S": море-солнце-пляж (Sea-Sun-Sand) - постепенно приходит формула "три L": национальные традиции-пейзаж-досуг (Lore-

Landscape-Leisure). Эта концепция наилучшим образом соответствует новым ценностям, которые утверждаются в психологии современного человека. Желая оторваться от повседневной деятельности, турист проявляет повышенный интерес к местному колориту, особенностям быта, нравов, культуры другого народа.

- Каковы основные мотивы для выбора отдыха в деревне?

- Это единение с природой, живительный воздух, экологически чистые продукты питания, смена обстановки, отсутствие скученности, иные образ, распорядок и культура жизни, возможность участия в сельскохозяйственных работах и садоводстве, уход за животными, участие в сборе ягод и грибов и, разумеется, что немаловажно, дешевизна. Для иностранных туристов такой отдых - это кардинальная смена обстановки, позволяющая снять стресс, накопившийся за год работы в напряженных городских условиях, получить свою порцию здоровья и психологическую разгрузку. Одно дело всю жизнь доить корову три раза в день - это тяжкий крестьянский труд, а другое - в охотку в виде развлечения.

- И вы полагаете, что Беларусь способна предложить иностранным туристам именно такой отдых?

- Почти нетронутые природные территории составляют около половины площадей страны, поэтому она просто создана для "зеленых путешествий". Но, имея колоссальные возможности для развития экологического туризма, Беларусь сегодня практически не использует их, упуская значительные прибыли. Разнообразие ландшафтов (природный потенциал - от низовий Полесья до холмистых пейзажей на северо-востоке), большое количество заповедников, заказников, национальных парков, культурных памятников, относительно низкая плотность и традиционное гостеприимство населения - все это ресурсы экологического туризма в Беларуси. Особую привлекательность страны для туристов создают богатство этнокультуры, разнообразие народных праздников, обычаев, ремесел, промыслов, а также своеобразная кухня.

- Перечисленные вами достоинства туристической Беларуси действительно привлекательны для иностранцев?

- У нас в "Дудутках" бывает много зарубежных гостей, в том числе представителей посольств, руководителей иностранных предприятий, разных фондов, деятелей культуры. Мы провели среди них опрос на тему "Что Вам как иностранному гостю больше всего нравится в Беларуси?". Все как один поставили на первое место красоту сельских ландшафтов, пригородов и природу вообще. Вторым приоритетом стали наши заповедники и заказники, далее следуют народные традиции и обычаи, потом - памятники архитектуры и культуры, затем театры (в первую очередь балет). Завершают список предпочтений музеи, галереи, мастерские художников и обычные для туристов развлечения.

Как видим, наши пригороды, деревни, леса, озера, реки нравятся больше всего. Все выходные дни иностранцы стремятся провести за городом, путешествуя в поисках новых красивых мест. Сколько раз мне приходилось слышать от послов разных стран: "Нельзя ли где-нибудь на лоне природы снять дом - самый простой, деревянный, но с горячей водой и туалетом?". Как правило, снять было нельзя. Но желание, как видите, было. Значит, это то, что востребовано. Спрос есть. Именно это и нужно попытаться продать.

- Но насколько может быть велик этот спрос?

- В 2000 году по линии туризма в страну въехало 609 тысяч иностранных граждан. Если взять более широкую категорию путешествующих посетителей, то цифры и вовсе внушительные - 2.030 тысяч иностранцев посетили нашу страну (включая туристов, транзитников, лиц в служебных и частных поездках). А согласно определению Всемирной туристической организации, турист - это посетитель, то есть лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте. Поэтому именно последнюю цифру - два с лишним миллиона человек - и надо брать в расчет. Люди въехали к нам в страну и оставили здесь свою валюту. Согласно методике ВТО, среднесуточная норма трат в день на одного посетителя - около 30 долларов. Значит, мы получили в 2000 году более 60 миллионов долларов от въездного туризма. Но в реальности иностранцы тратят больше, чем это предусмотрено статистикой, поэтому речь уже можно вести о сумме 100 миллионов долларов. А рынок в 100 миллионов - это достаточно серьезно для нашей страны.

- Кроме прямых финансовых поступлений, что еще способен дать стране эко- и агротуризм?

- Развитие туристической инфраструктуры в сельских регионах создаст дополнительный рынок сбыта для продовольственной продукции, производимой местным населением, новые рабочие места, позволит снизить уровень социальной напряженности в обществе. Образованное население в регионах, выведенное в настоящее время из производственной сферы, является потенциальным ресурсом экологического туризма в Беларуси. Предпринимательская энергия этих людей может быть реализована посредством формирования инфраструктуры экологического и сельского туризма и создания малых предприятий, обеспечивающих такие виды отдыха, как конный, водный, велотуризм, туризм по интересам (охота, рыбалка, сбор грибов и ягод) и т. д. Кстати, успех агро- и экотуризма прекрасно демонстрируют наши соседи - Литва и Польша. Там эти виды туризма развиваются и без всяких внешних инвестиций. Их ценным опытом просто нельзя пренебрегать.

- Чего же не хватает для начала развития столь доходного дела?

- Конечно, благом для всего туризма в целом было бы снижение уровня налогов, упрощение визовых формальностей, создание свободных экономических зон, реализация национальных и интернациональных проектов, создание благоприятного инвестиционного климата. Но это все глобальные, серьезные перемены. Пока же есть реальное, перспективное дело, которое не требует внешних инвестиций. Нужно делать ставку именно на "зеленый туризм" - единственно реальный, осуществимый, Богом подаренный Беларуси.

Давайте сделаем первый шаг. Узаконим этот вид туризма - разрешим сельским жителям сдавать туристам жилье, сертифицируем его. А хозяев освободим от налогов. Этих денег государство все равно никогда не увидит. Люди могут вложить их только в собственное дело, в собственный дом. Богаче станут от этого все жители страны, а значит - и само государство.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter