Зельдину – 101 год. и он нарасхват!

Свой день рождения отметил на сцене Центрального театра Российской армии, в котором служит почти 70 лет! Спектакль «Танцы с учителем» поставил Юлий Гусман еще к его 95-летию
«Сомневался сам в себе»

Зельдин нарасхват – играет в четырех спектаклях, снимается в кино. Свой день рождения отметил на сцене Центрального театра Российской армии, в котором служит почти 70 лет! Спектакль «Танцы с учителем» поставил Юлий Гусман еще к его 95-летию.


Гримерка Владимира Михайловича – маленький музей. На вешалке, например, висят бурка и папаха из знаменитого фильма «Свинарка и пастух»

– Как отпраздновали, Владимир Михайлович?

– Прекрасно! Такого дня рождения ни у кого еще не было.

– За роль Дон Кихота в «Человеке из Ламанчи» вы получили премию Союзного государства. Вам не кажется, что этот персонаж становится все актуальнее?

– Вы помните, я вам говорил, что на таких чудаках, как Дон Кихот, держится Земля? Могу только повторить, что наш спектакль поднимает проблемы, которые мучают современных людей. Столько беспредела вокруг! Мы напоминаем людям о том, что без человечности и милосердия не прожить. Человек не должен угнетать себе подобных.

Мюзикл «Человек из Ламанчи» ставили к моему 90-летию. В 1960-х он шел в Америке. В 1972 году его поставили в Театре имени Маяковского, где Дон Кихота играл Саша Лазарев, Санчо Пансу – Евгений Леонов, а Дульсинею – Танечка Доронина. И вот Гусман предлагает: «Володь, а что если сыграть Сервантеса к твоему юбилею?»

Испугался тогда. Смогу ли? Это большая психофизическая работа – герой почти не уходит со сцены. Но решился. Как-то особенно рьяно взялся за работу. Трудностей было много, никто не верил. А в итоге наш труд оценили высоко.

«К своему возрасту отношусь с иронией»

– Кого считаете своим учителем?

– Алексея Попова – выдающегося режиссера, который долгое время руководил нашим театром. Он был учеником Станиславского и Немировича-Данченко. При театре был оркестр из 35 человек, все актеры умели петь и танцевать. Военная тематика была главной: «Год 1919», «Давным-давно», «Ринальдо идет в бой»... Много было музыкальных спектаклей, которые шли с оркестром и вокалом. Сейчас все так изменилось – и тематика, и стилистика. К новшествам – компьютерам, телефонам – никак не могу при­выкнуть. Так же как и к тому, что мне стукнул 101 год.

– Как относитесь к этому возрасту?

– С иронией. Самое главное, что я выхожу на сцену, что у меня идут спектакли. С выступлениями в прошлом году я побывал в Италии, Франции, Нидерландах. Признаюсь вам, такую селедку попробовал в Голландии, какую никогда в жизни не пробовал! Даже не знал, что таким изысканным может быть ее вкус. 

Нужно крепче держаться друг за друга

– Связано ли что-то в вашей жизни с Беларусью?

– Первый раз туда попал студентом театрального училища. Потом не раз приходилось бывать на гастролях. На сцене Театра имени Янки Купалы мы играли «Человека из Ламанчи». Приходилось бывать и в Витебске на фестивале в открытом Зеленом театре – там хорошая сцена, где выступают эстрадные артисты. От белорусского зрителя и вообще от страны у меня остались самые хорошие впечатления.

Мне кажется большой ошибкой, что мы развалили Союз. Я хорошо знаю ВДНХ, потрясающие павильоны Беларуси, Узбекистана, Казахстана – всех 

15 республик, где народы могли демонстрировать свои дарования, таланты, умения. Где можно было попробовать белорусские драники, казахский бешбармак, узбекский плов и другие национальные блюда. И это огромное сильное государство мы потеряли.

Чтобы вернуть все хорошее, мы все должны стремиться к единению, это сейчас самое главное. Мне не забыть, как Владимир Путин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где похоронены и белые, и красные, сказал ­потрясающей глубины фразу: «Мы все – дети одной матери России».

– Вы пережили несколько эпох. Какая была самой яркой?

– Когда кончилась война. Была такая эйфория: люди обнимались и целовались, едва выйдя на улицу или придя на Красную площадь. Я видел, как улыбалась Москва. Улыбалась всему миру. Потому что мы победили, и отнять эту победу никто был не в силах.

В театре нам выдали пайки – сыр, сырокопченую колбаску, сахар, масло. Придя домой, мы выкладывали это богатство на стол и долго смотрели на подарки, прежде чем начать чаепитие. Это время навсегда осталось в памяти, в моем сердце.

Когда наступают непростые времена, нужно крепче держаться друг за друга. Такой прекрасной страны, как наша, нет больше на свете. Уж вы мне поверьте.

Вредный совет от мэтра

Как стать долгожителем

– У меня нет никакой системы. Питаюсь не вовремя, режим дня не соблюдаю – могу заснуть и в три часа ночи. Зарядку не делаю. Правда, не пью и не курю. Когда играл спектакли, где нужно было много двигаться, то дней за десять до спектакля начинал тренироваться на станке, вырабатывал дыхание. Но сейчас совсем ничем не занимаюсь. Считаю: если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал.

Досье «СВ»

Владимир Зельдин родился 10 февраля 1915 года в Козлово в семье музыканта и учительницы. Мечтал о балете, но, окончив театральные мастерские при Теат-ре МГСПС, стал актером. С 1945 года служит в Центральном теат-ре Российской армии. Сыграл на этой сцене более полусотни ролей. Ролью на все времена стала роль Альдемаро в «Учителе танцев» Лопе де Веги, где артист великолепно танцует и поет.

Снялся в 60 фильмах, среди которых «Свинарка и пастух», «Карнавальная ночь», «Тайна черных дроздов», «Десять негритят». Из последних – сериалы «Счастливы вместе» и «Сваты».

Старейший из ныне живущих народных артистов СССР и старейший «действующий» актер. Награжден множеством премий, званий и орденов, в том числе орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени – в связи со 100-летием.

Как проснуться знаменитым

«Женщины решили, что я – лучший пастух!»

– Вы прославились после фильма Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Как вас – человека с совершенно некавказской внешностью – выбрали на роль дагестанца Мусаиба?

– В конце 1930-х играл я в Театре транспорта на площади трех вокзалов в комедии «Заграница». Я играл грузина. Зрители реагировали бурным смехом. Иван Пырьев в это время начал снимать реальную сказку «Свинарка и пастух». Ему надо было подобрать партнера очаровательной Мариночке Ладыниной.

Помощники ездили по всему Союзу, один пришел на наш спектакль. И предложил мне прочесть сценарий. Я удивился: зачем, когда есть замечательные актеры театров Руставели и Марджанишвили. Сплошь молодые красавцы, никакого грима не надо. Но сценарий прочел, роль понравилась.

И вдруг мне звонят: «Иван Александрович хочет с вами поговорить». Это было событием! Пырьев встретил меня шикарно. Сидели за столом, разговаривали. Спрашивает: «Что играешь в театре?» А у меня сплошь роли героев-любовников – в «Коварстве и любви» Шиллера и в «Комедии ошибок» Шекспира. Ну сам я был ничего – симпатичный, необлысевший.

Пырьев послушал и предложил сделать пробы в гриме. Даже репетировал со мной. Жутко интересный опыт. 

Он же был актером в Театре Мейерхольда, играл Буланова в «Лесе» Островского. В кинорежиссуре прошел огонь, воду и медные трубы – был ассистентом и помощником режиссера, видел, как снимается кино.

Когда пробы всех претендентов были готовы, Пырьев собрал в просмотровом зале костюмерш, гримерш, реквизиторов. Объявил: «Сейчас будете выбирать героя!» 

И все женщины проголосовали за мою кандидатуру. 

Так я стал Мусаибом.

В Америке картина шла под названием «Они повстречались в Москве», ее даже выставили на «Оскар». Но никакого приза, увы, мы не получили.

Нина КАТАЕВА

n.kataeva@souzveche.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter