Молодая учительница начальных классов и старейший педагог страны рассказали, с какими ожиданиями встречают новый учебный год

Здравствуйте, дети!

Они такие разные — от опыта и достижений до преподавательских фишек и взгляда на воспитание учеников. Но объединяет их одно: желание вырастить человека с большой буквы. Молодой специалист Виктория Васькова только встает на этот непростой путь, но уже прекрасно знает, каким должен быть результат. А легендарный математик Александр Маркович Фельдман в профессии больше полувека, но по-прежнему с волнением предвкушает встречу с новым классом. Представители двух поколений педагогов, окончивших один и тот же вуз в разные годы, — с какими мыслями они сегодня переступают порог школы?

«Для каждого ученика я найду стульчик и парту в своем сердце»

«Здравствуй, я твоя первая учительница. Ты пришел в 1-й класс, здесь для тебя все новое и необычное. Но помни: я всегда буду твоей опорой и поддержкой. Вместе у нас получится преодолеть все…»


Таких писем — от руки, в красивом конверте — у Виктории Васьковой около 30. Они предназначены для каждого ребенка, который сегодня пришел в ее класс. Молодая учительница верит: это теплое послание сохранится на десятки лет и пронесет в себе только лучшие воспоминания о школьных днях. Но сначала ей предстоит очень постараться, чтобы сделать их счастливыми.

Тактичная, внимательная и знающая абсолютно все — так Виктория Вадимовна описывает свою первую учительницу. Во многом благодаря ей девушка еще в начальной школе задумалась о поступлении в ­БГПУ — хотела стать похожей на свой пример для подражания.

— А еще я всегда мечтала развиваться, не могла усидеть на месте. Думаю, таким и должен быть педагог: постоянно стремиться к новым знаниям. И даже связанная с преподаванием рутина мне нравилась: до сих пор нахожу тетрадки, где детским почерком стоят отметки напротив списка воображаемых учеников. Мама предупреждала, что эта профессия очень ответственная, сложная и мало связана с моими фантазиями. Но трудности не пугали никогда, а в вузе характер только закалился. Преподаватели вкладывали в нас душу, но это не значит, что все прощали и были лояльны. Отнюдь — требовали максимальной самоотдачи и строгости к самим себе. Наверное, если бы все было проще, из нас бы мало что получилось. Из университета я вынесла главное правило — не отчаиваться. Были моменты, когда опускались руки из-за сильнейшей нагрузки, но я понимала: за плохим всегда следует хорошее.

Университет Виктория окончила с красным дипломом и получила право выбрать первое рабочее место по душе. Так и поступила: в минской школе № 162 когда-то учились ее родители, поэтому карьеру решила начинать именно здесь.

— И хотя я не проходила тут практику, коллектив встретил очень радушно — могу рассчитывать на их поддержку. Уверена, она мне понадобится: все же занятия в вузе и реальная работа немного отличаются. Дети — это всегда нечто загадочное, как чудо. Поэтому на 100 процентов быть готовым никогда не получится. Они хорошие психологи, очень чувствуют состояние учителя. Не могу перестать удивляться вопросам вроде «что вы делали утром?», «а чем вы завтракали?», «почему вы такая грустная?». Дети считывают все, поэтому в плохом настроении приходить на урок запрещено.

С некоторыми родителями Виктория познакомиться уже успела. На днях, например, приходила мама одного из первоклашек и предупредила: к ее ребенку нужен индивидуальный подход.
— Я это прекрасно понимаю и поддерживаю. Одни раскрепощенные, другие более замкнутые, и чтобы их раскрыть, нужно подобрать ключик. Главное, что я не боюсь общаться с родителями и детьми и нацелена на результат. Ведь начальная школа — это фундамент, на котором будет строиться дальнейшая жизнь ребенка. Важно не только дать ему знания по предметам, но и вырастить настоящего человека — милосердного, доброго и отзывчивого. Спустя четыре года, на выпускном, хочется радоваться за уже взрослых ребят и знать, что я вложила в них все, что должна.
Но в первые дни постараюсь познакомить их друг с другом через групповые игры и объединить в коллектив. Обещаю, что для каждого ученика найду стульчик и парту в своем сердце.

«Как заинтересовать ученика? Стать личностью»

«Я — связь времен советской школы и современной», — точнее, чем говорит о себе Александр Маркович Фельдман, и не скажешь. Но он же математик — это обязывает! В июне исполнилось 60 лет, как он стоит у классной доски, практически все эти годы отданы служению 19-й столичной школе. Но, несмотря на колоссальный опыт, робко признается: новый учебный год по-прежнему встречает с трепетом.


Александр Маркович мог стать великим скрипачом или даже физиком, но выбрал математику. После Минского педагогического института по распределению попал в сельскую школу, потом переехал в Воложинский район и вскоре снова вернулся в Минск.

— Я с самого начала работал добросовестно и считал, что мерило моих успехов — успехи учеников. Тенденции в образовании меняются, но принципы остаются незыблемыми: педагог всегда должен быть идеально готов к уроку. Раньше я на это тратил по 2—3 часа каждый день, но и теперь не перестал стараться.
Программы меняются, появляются новые учебники — все это требует усилий и времени. Но если хочешь добиться результата, нельзя жалеть ни минуты, ни часа. Ведь школа — фундамент, на котором строится благополучие не только детей, но и государства.
Кто такой идеальный ученик, по мнению Александра Марковича? Прилежный, старательный, любящий математику? Нет…

— Я уважаю всех детей. И даже если ученик систематически не выполняет задания и этим меня обижает, он никогда не узнает об особом к нему отношении. Несмотря ни на что, я всегда готов помочь, поэтому за полчаса до начала первого урока провожу консультацию по предмету. И оценки не жалею — без проблем поставлю высший балл даже за одно слово, главное, чтобы оно было толковым. Первое сентября жду с волнением и задаю себе вопрос: «А смогу ли научить тех ребят, которые придут ко мне впервые?» К счастью, уже много лет ответ мне нравится.
Знаете, что самое приятное в работе? Сегодня ученик не имеет понятия про синус или логарифм, а завтра он уже решает уравнения. Я вижу, как человек растет духовно и умственно. Ведь математика больше чем школьный предмет: она способна развивать мышление. Да, многим тригонометрия не пригодится, но чтобы осваивать любую профессию, нужна голова. В голове хорошо бы иметь мозги. А мозги — это математика.
Учитель хвалит нынешнюю молодежь: она, говорит, более развита и способна воспринимать новое.

— А заинтересовать ребят просто — нужно стать личностью. Поэтому коллегам советую хотя бы стараться каждый урок проводить на отменном уровне. Это важнее всего. Можно быть добрым или строгим, но главное — дать понять ребенку, что вы заинтересованы в его успехах. И помнить, что учительство — это бесконечный поиск и совершенствование себя.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter