Здравствуй, Знамя Победы!

Еще в сентябре высказывался в «Сельской газете» («У таких не выгорит…») о том, что у «борцов за счастливое будущее», которые ходят по Минску и другим городам Беларуси с бчб-флагами, нет перспектив. Что я, пророк? Да нет. Я историк и прекрасно знаю: по-другому и быть не может. Белорусский народ нельзя поставить на колени, стадом водить по улицам, отнять у него святыни. За тысячу лет своей истории он не раз подтверждал это и всегда бил супостатов, ступавших на его землю. И Великая Отечественная война тому ярчайший пример.


Хочу рассказать, как 21 год назад удалось привезти на пять дней в Минск Знамя Победы. То самое, что в 1945-м водрузили Егоров и Кантария на Рейхстаг. Эта святыня, кстати, 55 лет была невыездной. Она бережно хранилась в фондах Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации, где я работал, в специальном саркофаге. И даже в военных парадах в Москве участвовали муляжи, а не подлинная реликвия.

Видели бы вы, как из малых городов и деревень в апреле 2000-го в Минск съезжались сотни ветеранов. Несли цветы, становились на колени, плакали, целовали короб с реликвией, преклоняли голову перед символом всех знамен, под которыми шли к Победе фронтовики. Матери приносили фотографии погибших в войну детей. Привозили инвалидов в колясках. Тысячи школьников, представителей трудовых коллективов выстраивались в очередь. Ведь эта реликвия обладает мощнейшей внутренней энергетикой и огромнейшей значимостью для нашей истории.

К тому времени ветеранов становилось все меньше и меньше. В силу возраста, да и финансовых возможностей, каждый ли смог бы посетить Москву? А тут символ Великой Победы доставлен к героям. Беларусь на алтарь Победы положила лучших своих сыновей, а многие ветераны символ Победы вживую никогда и не видели. О событии писали ведущие белорусские газеты, ТВ вело прямые репортажи. Хранится у меня и статья из «Белорусской нивы» того времени.

Инициатива привезти на пять дней Знамя в Минск, а потом и в Киев исходила, можно сказать, с низов. Я давно вынашивал мысль, а потом озвучил ее на конференции в Минске в 1999 году. Идею поддержали, меня определили начальником почетного караула, который должен был сопровождать Знамя в двух государствах и потом вернуть его в целости и сохранности в Центральный музей Вооруженных Сил в Москву.

Подготовка к вывозу Знамени заняла семь месяцев. Я участвовал в заседаниях Минкульта Беларуси, выступал по телевидению, на радио — в белорусской прессе шла массовая поддержка патриотической акции. Кстати, изначально задумывалась как внутримузейная, но позже по масштабам выросла в межгосударственную.

А вот факт малоизвестный: когда Знамя подготовили к отправке и даже были куплены билеты на поезд Москва — Минск, а в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны для временного хранения реликвии подготовили дорогостоящий короб с нужной температурой, влажностью, событие едва не сорвалось. В российском Минкульте проходили последние согласования, и вдруг за неделю до поездки звучит отказ: «Знамя никуда не поедет, сдавайте билеты. Есть ограничивающий указ Президента Ельцина». «А как же Беларусь? Там ждут!» — не мог в мыслях смириться я и пошел на прием к послу Беларуси в Москве Владимиру Григорьеву. Докладываю. Он связывается с Александром Григорьевичем Лукашенко. Белорусский Президент выходит на исполняющего обязанности Президента Российской Федерации Владимира Путина. И вопрос, архиважный для тысяч ветеранов, белорусов, в считаные дни решается: в ограничивающий указ вносятся поправки — и Знамя на поезде доставляется с почетным караулом в белорусскую столицу.

Это поистине волнительное событие. Семь утра. Перрон минского вокзала. Военный оркестр играет «День Победы». Надо было видеть лица седовласых ветеранов: и радость, и волнение, и боль от пережитого в войну — вся гамма нахлынувших чувств переполняла сердца фронтовиков. В сопровождении почетного эскорта, на бронетранспортере Знамя Победы направляется к Белорусскому государственному музею Великой Отечественной войны.

Признаться, когда кортеж остановился на Октябрьской площади Минска, я позволил себе вольность. Люди просили, ветераны — и я, вопреки правилам музейной сохранности реликвий, отдал приказ: впервые за половину столетия прямо на улице расчехлить Знамя. Я был убежден и убежден до сих пор, что Беларусь заслужила принять победоносное Знамя и что такое событие вряд ли повторится в истории. Белорусы увидели выцветшее полотнище с «ранами», вырванными осколками или пулями, а также начертание, кому принадлежит Знамя: 150-я стрелковая ордена Кутузова 2-й степени Идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта. Позже за эту вольность еще несколько лет получал упреки от коллег, музейных работников. Но оно того стоило.

На встречу со священной реликвией прибыли Премьер-министр, министр обороны Республики Беларусь, другие руководители государственных органов. В эти дни в Минске проходил II съезд Белорусского патриотического союза молодежи, на нем присутствовал и Президент. Следует отметить: мы привезли и боевые знамена белорусских воинских частей, которые освобождали страну в годы Великой Отечественной. Все эти ценные музейные экспонаты были представлены делегатам съезда со сцены.

Кроме этого, мы провели семь выступлений с боевыми знаменами частей и соединений, освобождавших Беларусь, на парадной площадке, в отдельном полку и бригаде связи, мотострелковом полку, Минском суворовском училище, Военной академии Республики Беларусь (участвовало свыше 7000 человек).

Кульминация патриотической акции — торжественная церемония на площади Победы. Президент Александр Григорьевич Лукашенко выступил с речью, в которой дал высокую оценку акции. До сих пор помню его слова: «Доставка Знамени Победы в Минск — дань исторической справедливости. Ведь путь к Победе над фашизмом начался именно на белорусской земле. Навечно останутся в памяти всего человечества героические страницы мужества жителей республики, называвшейся во время войны «партизанской».

Александр Лукашенко, обращаясь к представителям дипломатического корпуса, подчеркнул, что белорусский народ всегда был и остается миролюбивой нацией, а стоящие рядом ветераны и молодые воины Вооруженных Сил нашей республики — это символ преемственности поколений и яркое свидетельство того, что мы храним свои исторические традиции.

После пламенной речи Президент и представители родов войск преклонили колени, Глава государства поцеловал Знамя Победы. После церемонии прощания святыню на военном вертолете доставили в деревню Сеньковку, что на стыке Брянской, Гомельской и Черниговской областей. Ее ждал Киев.

Всегда эту патриотическую акцию «Нас объединяет Знамя Победы» вспоминаю с особой гордостью. Понимаю, как важно было людям, которые ценой своей жизни добывали Победу, увидеть вживую священную реликвию. Сегодня ветеранов осталось совсем мало. Но с их живыми воспоминаниями не должна уходить настоящая история, ее правдивые уроки. Дети, сегодня «гуляющие по Минску» с сомнительными символами, внуки и правнуки белорусов — ветеранов войны, опомнитесь: ваши деды не под ними воевали и мир всей планете добывали! Почитайте лучше отзывы тех, кто прикоснулся к святыне:

— Здравствуй, Знамя Победы! Здравствуй, молодость моих родителей! Низкий поклон всем тем, кто тогда выстоял и победил и сейчас не сдается. Спасибо!

Нина Васильевна Суставова


Спаси вас, Господи, за то, что привезли эту святыню на нашу многострадальную белорусскую землю.

Семья Волковых


Встреча со Знаменем Победы: я как будто побывал в Победном мае 45-го года. Стоя у Знамени, вспомнил своих друзей — и павших, и живых. Спасибо.

Инвалид войны


Боже! Столько людей, наших советских людей, мечтало увидеть хоть одним глазом наше Знамя Победы! И вот оно перед нашими глазами, перед глазами немногочисленных участников Великой Отечественной войны и потомков, павших в войне и умерших в послевоенные годы бойцов.

Зайцев Г.С.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter