Здравствуй, брат

Телепрограмма «Жди меня» и родная сестра помогли Владимиру Макарскому остаться человеком
Телепрограмма «Жди меня» и родная сестра помогли Владимиру Макарскому остаться человеком

Уральский Магнитогорск и небольшую деревеньку Вулька–Телеханская, которую не обозначили даже на карте Брестской области, разделяет не одна тысяча километров. Но далекий российский город теперь для Владимира Макарского чужой. Последние пять лет, проведенные там, он даже вспоминать не хочет. Да и что вспоминать? Друзья — спившиеся, без возраста, на одно лицо мужчины и женщины, кров — чердаки да подвалы, еда — дешевое, убивающее тело и душу вино да объедки с чужого стола, которые он находил среди мусора. Эта зима могла стать для Владимира последней, но все уже позади. Он вернулся на родину, и теперь никто больше не назовет его лицом без определенного места жительства, он уже не бомж — у него есть дом и близкие люди. А разыскать родных помогла телепередача «Жди меня», которая по понедельникам идет на канале ОНТ.

Четверть века как один день

В семье Макарских было пятеро детей. Зиновий и Раиса остались в родной деревне, брат с сестрой уехали искать лучшей доли в Украину, а Владимир подался на Урал, в Магнитогорск, где застрял почти на 25 лет. Кто–то из мудрецов давно заметил: бежишь от своих — не скоро найдешь себе пристанище... В общем, была у Владимира работа на знаменитой «Магнитке», квартира, вот только с семьей не получалось. Когда перевалило за 40, познакомился с хорошей женщиной, переехал к ней жить. Но тихое семейное счастье оказалось хрупким и недолгим: жена заболела и умерла. Жизнь Владимира дала трещину. Брак они не регистрировали, в квартире жены Макарский прописан не был, значит, прав на жилье никаких. После похорон приемный сын потребовал убираться из квартиры на все четыре стороны. Овдовевший и вмиг потерявший веру в добро человек ушел в никуда, запил, потому что начинать новую жизнь с нуля не было ни сил, ни желания...

Но в один момент может случиться то, на что не надеешься и годами. Уже месяц Владимир живет у матери в деревне Вулька–Телеханская Ивацевичского района. Он вернулся в родительский дом, но еще нельзя сказать, что вернулся к нормальной жизни. В 48 лет у него большие проблемы со здоровьем. Видимо, Владимир на ногах перенес инсульт — рука и нога почти не двигаются, разговаривает плохо, бывают провалы в памяти. Сердобольные земляки подлечили Владимира в Телеханской больнице, но ему нужна более серьезная помощь. А куда обращаться без документов? Осталось только свидетельство о рождении, которое хранилось у сестры. Ни паспорта, ни гражданства, ни прописки у Макарского нет. Сестра Раиса Олехнович обратилась за помощью в Генеральное консульство Российской Федерации в Бресте, там пообещали помочь, отправили запрос в Магнитогорск. Раисе Афанасьевне хочется, чтобы все скорее уладилось. Сейчас Владимир живет за счет родных. Благо сестра работает бухгалтером в санатории «Полесье», ее муж Аркадий — главный ветврач местного СПК. Зарабатывают они неплохо, но денег лишних нет. К тому же сын, племянник Владимира, который служит по контракту в Березе, жениться собирается...

Владимир Афанасьевич не скрывает, что счастлив был вырваться из плена той, уже чужой ему, жизни, что рядом родные люди — сестра, брат, племянники. Одно огорчает — родная мать его не узнает. Он так надеялся, что обрадует ее своим возвращением. Не получилось. 86–летняя женщина парализована и не признает даже дочь, которая за ней ухаживает...

Жди меня — и я вернусь

Из жизни родных Владимир пропал 5 лет назад, когда в одночасье лишился жены и крова.

— Мы писали ему письма «до востребования», но он не отвечал, видимо, не было денег, — Раиса Афанасьевна всхлипывает, но берет себя в руки и добавляет. — Мы даже через милицию его искали.

Увы, безрезультатно. Начальник Телеханского отдела внутренних дел связывался с коллегами в Магнитогорске, но там, видимо, на просьбу не обратили внимания, не помогли и социальные работники. А вот авторы передачи «Жди меня» мольбы о помощи услышали, отозвались. Раиса Олехнович обратилась туда, потому что другого выхода уже не видела.

— Позвонила по телефону, который во время передачи в студии написан на большом экране, — вспоминает Раиса Афанасьевна. — Меня расспросили, сказали, что поиск может затянуться, потому что очередь из таких, как я, очень большая. Очень боялась, что брат до встречи не доживет. Приближалась зима, а ему жить негде. Но все для нас сложилось удачно. Вскоре мне позвонила редактор программы Наталья Максимова, попросила выслать по электронной почте копию свидетельства о рождении брата, его фотографию, сказала, что со дня на день позовут на передачу.

А вот про поиски — ни слова. Где Владимир, что с ним, Раиса Олехнович не знала до последнего дня. В Москву отправилась вместе со старшим братом Зиновием.

— Нам оплатили проезд, за счет передачи поселили в гостинице «Заря» рядом с «Останкино», — рассказывает Раиса Афанасьевна. — Запись в студии начали где–то в 16 часов, а закончили во втором часу ночи. Тот момент, когда ведущая Маша Шукшина вызвала меня к столику, помню очень плохо. Так разволновалась. А когда брат вышел, чуть не обомлела. Спасибо всем, кто придумал эту передачу, кто нашел брата. Кстати, мне так и не рассказали про поиски. Вроде бы какие–то проблемы были с отъездом Владимира из Магнитогорска, еле его оттуда вырвали. Теперь все позади. Мне бы документы ему побыстрее восстановить, подлечить, оформить инвалидность. Обязательно сменим ему российское гражданство на белорусское. Здесь его родина...

Кто ищет героев?

Для брестчанина Виктора Яковлева (его настоящие имя и место работы мы договорились изменить. — В.К.) это одна из тысяч подобных историй, с которыми он знаком. Виктор уже четвертый год помогает руководителям проекта «Жди меня» разыскивать людей в Брестской области. Таких, как он, волонтеров, по всему бывшему Союзу тысячи, а на Брестчине он один. На счету Яковлева уже 50 случаев, когда он помог потерявшимся в этой жизни людям. Вот только ни одна из его историй не была показана в передаче «Жди меня».

— Каждую неделю с помощью волонтеров находятся 50, а то и 100 человек. Так что редакторам есть из чего выбирать, а им ведь нужны яркие, необычные сюжеты. Может, их заинтересует этот случай, — Виктор достает из ящика стола кипу бумаг, снимки и рассказывает о 22–летней Ирине, гражданке Эстонии. Она ищет свою родную мать, которая родила ее, будучи школьницей, и отказалась, отдала дочь в детский дом. Из Эстонии мне пришла нотариально заверенная доверенность на право представлять интересы Ирины в Беларуси. И я нашел! Ее мать живет в Краснодаре, а сейчас, когда мы разговариваем, она в Бресте, приехала на похороны родственника. Представляешь, как бывает! Я уже договорился о встрече. Думаю, женщина рада будет узнать про свою взрослую дочь, которая вместе с приемной матерью так настойчиво ее искала.

— Зачем тебе это надо? Ты же тратишь время, силы и тебе за это никто ничего не платит! — главный вопрос моего интервью с Виктором Яковлевым его почему–то смешит.

— И ты туда же. А я получаю моральное удовлетворение. Устраивает такой ответ? — совершенно искренне говорит Виктор. — Я ведь тоже ищу следы родного человека и надеюсь, что когда–нибудь узнаю о судьбе моего дедушки, который пропал без вести осенью 1944–го. Знаешь, поисковиками многие хотели бы стать. На сайте передачи «Жди меня» много предложений о помощи, даже брестчанин, было, объявился. Но, в отличие от других, я имею возможность без ограничений выходить в Интернет, звонить по межгороду, и никто на работе мне не мешает, хотя все знают об «увлечении». Так что можешь написать, что я использую служебное положение.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter