100-летний юбилей готовится отметить ветеран ВОВ, почетный ветеран Министерства внутренних дел Беларуси Федор Медведь

Здравия желаем, товарищ полковник!

«Газету «СБ. Беларусь сегодня» выписываю уже 52 года! — с гордостью, встречая нас, говорит Федор Максимович. — За полвека она стала для меня не только источником информации, но и советчиком, другом». Радушно приглашает на чаепитие. На краю стола — огромная стопка дипломов, почетных грамот и благодарностей, а еще фотоальбом. Каждая страница в нем аккуратно оформлена. На черно-белых фотоснимках — годы службы, встречи с друзьями в послевоенное время, женитьба, первые шаги сына, а затем и его свадьба. В каждом кадре — множество пережитых чувств, важных эпизодов из жизни семьи Медведь и некогда огромной страны. 


Защищать Родину — почетная и святая обязанность каждого гражданина, говорит ветеран, надевая парадный китель. Признается: «Патриотизм во мне был заложен с детства».

Федор Максимович, открывая фотоальбом, вспоминает родное село Черногребля Винницкой области в Украине, учебу в церковно‑приходской школе. После ее окончания нужно было обретать профессию. Рядом с их деревней никаких учебных заведений не было, и отец посоветовал пойти в зоологический техникум. Отучившись там три года, отправился на строительство Новоград‑Волынского укрепрайона, где и проработал до призыва в армию. 

Ветеран с улыбкой признается, что в молодости был парнем видным. В отряде — запевалой. «Я начинал, а ребята продолжали хором, — говорит он и легко вспоминает строки: — «Наша школа красных командиров комсостав стране своей кует». 

Полковник в отставке рассматривает свои фото во время службы, говорит: «Был красавец — о‑го‑го! Костюм себе сшил на заказ. Чтобы сидел как влитой!»

Федор Медведь попал в Армавир, в 59‑й полк войск НКВД, который занимался охраной железнодорожных сооружений. Позже солдат был направлен в полковую школу младших командиров в Краснодар. Там его и настигла Великая Отечественная война. Теперь, оглядываясь назад, понимает, что воскресное утро 1941‑го навсегда перевернуло представление о добре и зле, заставило понять ценность самой жизни. 

— Мы в то время готовились к открытию базы для размещения солдат недалеко от Краснодара, — вспоминает Федор Максимович. — 22 июня увидели, как к нашему лагерю прибывает военный катер. Еще не знали тогда, что немцы вероломно ворвались на территорию Советского Союза. Вскоре прозвучал сигнал общего сбора: ту‑ту‑ту… Нам объявили, что началась война. Все наши ребята сразу написали прошение отправить их на фронт. 

Началось распределение по гарнизонам. Федор Медведь сразу попал под Туапсе. Охранял мосты, объекты водоснабжения. Потом его отправили в район Ростова, где возглавил гарнизон по охране моста и водокачки железнодорожной станции Барсуки. Позже окончил курсы младших лейтенантов. Стал командиром взвода в составе Сухумской стрелковой дивизии внутренних войск НКВД, с которой отправился на Северо‑Кавказский фронт. В 1942 году Федора Максимовича направили под Малгобек, где перед советскими войсками стояла задача — не дать фашистам выйти к Каспийскому морю и богатым нефтяным месторождениям. 

— Когда в Сталинграде ничего у немцев не вышло, они кинулись на Кавказ, — продолжает рассказ ветеран. — Гитлер рассвирепел: дескать, у него — бездарные войска и он теперь будет сам воевать. Но и это не сулило ему успеха. Чтобы прорваться к Баку и захватить нефть, он выставил на прорыв пятнадцатилетних юношей. Мы оборонялись. Создали группировку. Генерал‑лейтенант Петров приказал сделать непроходимыми близлежащие реки. К выполнению задачи подключилось и местное население. Речки камнями, буреломом засыпали. 

Федор Максимович (справа, стоит) на учениях в Барановичах, 1960 год.

Полковник в отставке рассказывает, как участвовал в боях за освобождение Кавказа. И сегодня ветеран поименно помнит ребят, которые за то страшное время стали друг для друга даже больше, чем братья: 

— Гришу ранило в лицо, но он выжил. Ему потом операцию сделали. Помню, как Миша, стоявший со мной плечом к плечу, погиб от пулевого ранения в лоб. Как я остался жив, не понимаю. Видно, какой‑то высшей силой было отмерено мне сто лет. 

Дед мой, кстати, тоже был долгожителем — до 95 лет прожил, но я его рекорд побил (улыбается. — Авт.). Возможно, мою крепость духа фамилия определила. Медведь же все‑таки. Хоть и ростом невысок, но внутренняя сила имеется!

В сражениях под Краснодаром Федор Максимович получил несколько контузий, был ранен. Попал в госпиталь. После восстановления его направили на Кавказ в Грозненскую стрелковую дивизию внутренних войск НКВД, которая развернула борьбу с бандитизмом.

Сегодня ветеран вспоминает те радостные чувства, переполняющие душу, когда в 1945‑м наши войска ворвались в Берлин: 

— Победить — было нашим священным долгом. И мы его исполнили. 

С Кавказа я попал в Новороссийский полк внутренних войск НКВД. Затем служил в Прибалтике в школе по подготовке командиров рот.

Полковник в отставке открывает металлическую шкатулку с множеством свидетельств и удостоверений. Разворачивает каждое по очереди, рассказывает, что впервые в Минск прибыл в 1948‑м. Затем судьба забросила служить в Вильнюс. В 1958 году Федор Медведь окончил Военную академию тыла и транспорта в Ленинграде. Через год был направлен в Минск в войсковую часть 3214. Позже — в Барановичи. После увольнения в запас некоторое время работал преподавателем, избирался депутатом городского Совета, а в 1973 году снова вернулся в Минск.

Ветеран войны не стал погружаться в размеренную жизнь на пенсии и устроился контролером на центральный автовокзал, позже работал в минском троллейбусном парке № 3.

Листая фотоальбом, Федор Максимович подолгу задерживает взгляд на снимке круглолицей девушки с лучистой улыбкой и вьющимися волосами: 

— Это моя любимая супруга Мария Ивановна. К сожалению, она двадцать лет назад ушла из жизни. И сегодня помню день нашего знакомства. Это было в 1947 году. Ехал в Саратов на курсы интендантских работников. Нужно было по пути пересесть с одного поезда на другой. Встретил соседа Филиппа из моего села. Он пригласил в гости. К ним как раз приехала сестра супруги Мария. Мы с ней познакомились, несколько месяцев переписывались, а потом поженились. 

Первая наша дочь умерла еще новорожденной. Сказались болезни супруги, которые развились во время войны. Позже, когда Мария смогла восстановить здоровье, родился сын Сашка. Теперь у меня двое внуков и две правнучки. Они мне часто звонят, присылают фотографии, да и навестить не забывают.

Федор Максимович с супругой Марией Ивановной и сыном Сашей.

Прощаясь, Максим Федорович провожает до самого лифта. Наблюдая, как он подвижен, обходится почти без очков, прошу поделиться секретами долголетия. Отвечает, что кроются они в трудолюбии, честности и доброте. 

— Не делайте никому зла и любите Родину! — вот мой наказ будущим поколениям, — добавляет он: 

— Наша белорусская земля за свою историю выстрадала право быть свободной. Берегите то, что создано для вас руками дедов. А все остальное приложится благодаря труду и памяти, какой ценой нам достался мир.

kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter