Он родился 12 февраля 1923 года в деревне Ручное Лельчицкого района Гомельской области. Через 20 лет эту деревню и еще 73 расположенных в районе населенных пункта сожгут фашисты. Местные жители лельчицких деревень будут прятаться от оккупантов в окрестных лесах и болотах, а мужское население массово пойдет в партизанские отряды. Павел Гуринович ушел партизанить еще в первый год войны — в 18 лет.

Пытаюсь стрелять — рука не слушается
Павел Яковлевич встречает нас с широкой улыбкой и радостным приветствием: «Проходите! Как хорошо, что вы меня навестили!» В глаза бросается логотип на его темно-синем джемпере — «Юбилей. 100 лет».— Галина подарила, дочка младшая! — заметив наш интерес, с гордостью говорит Павел Яковлевич. — Скоро еще раз 100‑летие отмечу — в июле, как в документах написано. Нужно дождаться! А родился на самом деле в феврале. И уж точно не думал, что столько жить буду, особенно когда фашисты ранили.

…Павел был старшим из пятерых сыновей в семье, растить которых матери пришлось одной — отца убили хулиганы. До войны успел отучиться в школе фабрично-заводского обучения в Мариуполе и три месяца отработать на заводе в Орловской области.
— Когда началась война, завод должны были эвакуировать, — вспоминает ветеран. — Мы ждали-ждали и решили с товарищем идти «пешака» домой. А это 600 километров — две недели шли. По пути люди добрые хлеба кусок давали, чтобы с голоду не померли…
Партизаном решил стать, чтобы помогать местному подполью: если не воевать, то выполнять поручения народных мстителей.
— Со мной пошли и другие ребята из деревни. Конечно, мать за меня боялась, но больше гордилась.
На одном из заданий парня ранили.
— Нас отправили в деревню за хлебом. Когда возвращались обратно, попали в засаду. Чувствую вдруг — плечо будто огнем обожгло. Схватить хочу оружие, а рука не слушается, смотрю — одно кровавое месиво, — показывает на место ранения Павел Яковлевич. — Разрывная пуля разворотила мне всю мышцу.
Десять месяцев юный партизан провел в госпиталях — врачи спасали руку. Когда Павел пошел на поправку, его отправили служить в 377‑й запасный стрелковый полк 5‑й запасной стрелковой бригады в Козельск Смоленской области. Там и встретил Победу.— Младшие братья не воевали, поэтому мы смогли вместе этот праздник отметить. А среди родственников были погибшие. Гибель некоторых от рук фашистов настолько страшна, что даже думать про это больно. Об одном из них, учителе Николае Шарае, тоже из деревни Ручное, вы недавно писали. (Речь о статье в газете «Рэспублiка» от 29.04.2023 г. «О преступлениях помнят и люди, и земля». — Прим. ред.) Во время войны Николая оставили заниматься организацией подпольной борьбы против оккупантов. Но немцы поймали его, потом зверски мучили: запрягали в повозку, на которую вдесятером садились, звезду на спине выжгли, в яму закапывали… И смерть была ужасной: его привязали к двум лошадям, которых погнали в разные стороны. Как правильно, что вы находите эти истории и рассказываете людям!
Наше славное прошлое пытаются переврать и похоронить, исказить роль советского народа в военной летописи, поэтому нужно говорить вопреки всему этому правду, особенно молодежи. Чтобы беречь в нашей родной стране мир и стабильность!

Патриотизм превыше всего
Ближайшие планы Павла Яковлевича — встретить День Победы. К сожалению, в городских праздничных мероприятиях участия он не примет — перелом усадил мужчину в инвалидное кресло. Но вниманием ветеран обделен не будет, уверена его дочь Валентина:— Каждый год в преддверии 9 Мая к нему приезжают и представители власти, общественных организаций, и молодежь. Вы не представляете, как он всем рад! Папа ждет гостей, бодрится, сразу на 20 лет моложе становится!
— Эх, я бы лучше вместе с ветеранами в колонне прошел, да не осталось уже в живых никого из моих однополчан, — сокрушается Павел Яковлевич. — Но самое главное, что такой великий праздник чтят в нашей стране, и я уверен, что традиция эта будет жить в Беларуси веками.
Мужчина не пропускает выпуски новостей — интересуется как событиями в стране, так и мировой повесткой:
— Смотрю новости, и сердце кровью обливается — в западных странах отказываются от празднования Дня Победы. Но если какое-то государство отказывается отмечать победу над нацизмом, получается, оно его поддерживает?! Горько все это. Беларусь никогда не пойдет этим путем, по крайней мере, пока у власти наш Президент.

Мы слушаем ветерана и с удивлением отмечаем ясность ума, как он одинаково легко рассуждает о политике, жизни, семье.
— Папа, пока на своих ногах был, всегда находился в центре внимания любого коллектива, не было темы, которую бы он не поддержал, всегда с улыбкой и тактично обо всем говорил, — рассказывает Валентина Павловна.
— Выходил из себя папа лишь в случае, если люди плохо о власти отзывались: защищая политику государства, мог вступить в конфликт и никогда не боялся потерять в таких дебатах хорошее к себе расположение. «Значит, это были недостойные внимания люди!» — говорил он. Патриотизм у отца всегда был и остается на первом месте.Пока мы разговариваем, забегает после уроков на пять минут «просто поздороваться» правнучка, 15‑летняя красавица Маша.
— У меня четверо детей — двоих, к несчастью, уже пережил, 18 внуков и девять правнуков, — говорит ветеран. — Несмотря на потери, могу назвать себя счастливым человеком. Жизнь моя была полна трудностей, но я всегда был ей благодарен за хороших людей на своем пути, за семью, за мир.

Павел Яковлевич 40 лет отработал в колхозе Лельчицкого района — в полеводческой бригаде и на ферме. Вставал в три утра, возвращался в полночь.
— И никогда не жаловался, что устал! — гладит по плечу отца Валентина Павловна. — Он жизнелюб и самый лучший папа в мире.
— Знаете, что главное в жизни? — напоследок по-отечески улыбается нам ветеран. — Быть здоровым, хорошо трудиться и иметь чистую совесть!
severyanova@sb.by