Какими должны быть гражданское общество и партийная система Беларуси

Здоровая конкуренция идей

Реформирование политической системы Беларуси, начавшееся как ответ на внешние и внутренние вызовы и угрозы (особенно ярко проявившиеся в 2020 году и позже), входит в финальную стадию. На тысячах диалоговых площадок, прошедших за последние два года, широко и основательно обсуждались различные варианты изменений и корректировок, которые необходимо внести в наше законодательство. Скрупулезному анализу подверглись концепция внешней политики, функционирование системы органов власти, проблемы воспитания и идеологии, вопросы безопасности, специфика белорусского гражданского общества и еще очень широкий круг проблем.

СКАЗАНО

— Надо исходить из наших реалий. И формировать направления партийного строительства, гражданского общества исходя из наших реалий. То есть строго приземлиться и не отрываться от земли. Это для нас сегодня самое главное, чтобы не уйти в сторону и не натворить ошибок. Поэтому подходить к данному вопросу надо взвешенно, стимулируя полезную государству деятельность партий и выстраивая жесткий заслон тем из них, которые будут нацелены на вредительство. Благо мы уже всех знаем, даже поименно.

Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании по законопроектам, регулирующим развитие гражданского общества, работу партий и общественных объединений, 30 августа 2022 года.

Такое разное гражданское общество

Западные доброхоты и радетели за «новую» и «демократическую» Беларусь долгое время пытались нам навязать концепцию гражданского общества как непримиримого борца с государством-монстром, которое только и думает, как бы отнять у человека свободу. И для того они поддерживали всякого рода общественные организации, фонды и политические партии, которые в открытую заявляли о недовольстве государственным устройством, принципами внешней и внутренней политики страны и требовали все это поломать и заменить на новое, более «демократичное».

При этом сами критики из числа причислявших себя к «партийной элите» страдали некомпетентностью, поверхностным видением ситуации, откровенным передергиванием и прямой ложью. Брались за переустройство государства и обещали расцвет экономики, не будучи в силах оплатить счета за коммунальные услуги для своей партийной штаб‑квартиры. Путались в терминологии, называя себя «социалистами» и «социал‑демократами», но требуя приватизации успешных госпредприятий и ратуя за «экономические» принципы в социальной политике (за платные медицину и образование, например). Заявляли, что выступают от лица народа, но в ходе социологических исследований оказывалось, что рейтинг и известность большинства партий где‑то на уровне статистической погрешности. Кризис идентичности, кризис лидерства, кризис идей... Немудрено, что при наличии целых 15 партий в стране на слуху у народа были лишь пара‑тройка названий, да и то в основном снискавших славу в лихие 90-е.
Но оживление партийной системы нам крайне необходимо. Так же, как и формирование истинного гражданского общества, ощущающего свою связь с государством и стремящегося не к разрушению, а к созиданию и улучшению.
Гражданское общество должно быть помощником политического руководства, вовремя донося до него мнение народа и предлагая конструктивные способы реформ во имя блага всех участников политического процесса.

В настоящий момент белорусское партийное поле очень атомизировано и заполнено организациями, не имеющими никакого влияния на политические процессы.

А запрос на партийное представительство при этом велик! Оживление интереса к судьбе страны, вызванное политическими потрясениями внутреннего и внешнего происхождения, стремление к участию в политической жизни наиболее активной части общества требуют наличия социальных лифтов, которые позволят проявить себя патриотично настроенным гражданам. Именно партия дает такие возможности. Помогает осознать свои цели, ощутить причастность к некоему большому сообществу единомышленников, предоставляет стартовые площадки для продвижения через политический активизм в систему государственной власти.

По пути укрупнения

Путь реформирования партийной системы Беларуси — это создание нескольких крупных и по‑настоящему влиятельных политических партий, консолидированно выражающих запросы больших частей общества. Отсутствие социального расслоения на богатеев‑олигархов и нищих, ярко выраженных обособленных или угнетаемых религиозных или национальных групп, разделения и противостояния по регионам — все это позволяет сформировать представительство интересов на базе 3 — 5 крупных партийных организаций.  
Ярким шагом в этом направлении стал процесс формирования новой общественно‑политической силы в лице создаваемой Белорусской политической партии «Белая Русь».  
Проект ее программы был опубликован на прошлой неделе и уже активно обсуждается в трудовых коллективах, СМИ, на интернет‑площадках.

Учитывая опубликованные тезисы, новая политическая сила претендует на то, чтобы стать партией центра, избегая излишнего радикализма в оценках существующей ситуации и обещаниях на будущее. Тут нет громких популистских лозунгов и призывов, а есть взвешенный подход к проблемам и трезвое видение способов их решения. Обещая сохранять имеющуюся социальную направленность нынешнего государственного курса и отстаивая благополучие граждан, формирующаяся партия выступает за модернизацию экономики на основе инновационного развития.

Политическая программа предусматривает и политическую модернизацию путем дальнейшей дебюрократизации, расширения форм «электронного государства» и «электронного правительства», более активного вовлечения в процессы управления и принятия решений гражданского общества.
Учитывая демографический потенциал и влиятельность РОО «Белая Русь», на базе и по инициативе которой происходит формирование новой политической силы, создаваемая партия может рассчитывать на 200 — 300 тысяч членов. Это был бы рекорд и наивысший показатель численности партии за всю историю суверенной Беларуси!
Памятуя о требовании обновленного закона «О политических партиях» к подобным организациям иметь не менее 5 тысяч членов, другим партиям также придется пойти по пути укрупнения. И это будет вызвано даже не столько буквой закона, сколько необходимостью конкурировать с сильной и влиятельной организацией. А укрупнение партий приведет к тому, что им придется коренным образом пересмотреть свои программы, чтобы привлечь избирателя, и предложить гражданам не менее взвешенные подходы к организации внутренней и внешней политики, чем это сделала «Белая Русь».
В целом такая реформа будет способствовать созданию партийной системы с несколькими сильными умеренными партиями, близкими к центристской позиции, отражающей представления широкого круга населения о справедливом обществе.
Они будут конкурировать скорее фигурами ярких лидеров, нежели экстравагантными политическими предложениями. А для государства это будет означать стабилизацию политического курса, прозрачную и понятную политику вне зависимости от того, кто в данный момент у руля политического корабля.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter