Здесь живет баскет

Феномен провинциальной команды

Феномен провинциальной команды


В белорусском баскетбольном чемпионате сложно найти команду более противоречивую, чем осиповичский ОЗАА. Клуб — наследник традиций знаменитого минского РТИ, обладатель трех бронзовых и серебряной наград чемпионата и претендент на медали нынешнего сезона, фамилии игроков которого знает едва ли не каждый житель города. Города, теряющегося на фоне соседей по чемпионату, но болельщики которого тем не менее могут дать фору своим столичным «коллегам». С «феноменом» ОЗАА мы решили разобраться на месте, а заодно узнать рецепт традиционного аншлага на здешних трибунах, который даже стопроцентным лидерам первенства до последних секунд матча не дает чувствовать себя спокойными за судьбу поединка.


Баскетбол в Осиповичах живет уже 17 лет. В 1992 году на базе местного завода автомобильных агрегатов была создана команда, заявившаяся во вторую лигу чемпионата страны. Ее основу составили учащиеся местной СДЮШОР: в свое время здесь были очень сильная школа и хорошие тренеры. Именно эти ребята, многие из которых имели вполне гражданские профессии, в первый же год умудрились пробиться в высшую лигу, да и там оказались не на последних ролях. В 1995 году испытывавший финансовые трудности и фактически прекративший существование минский клуб РТИ переехал в Осиповичи под крыло местного завода ОЗАА, начав, по сути, с чистого листа первую главу своей новейшей истории, которая в 2000 году лишилась «радиотехнической» составляющей, но оттого не стала менее интересной.


— В 1993 году, когда я возглавил клуб, на месте этого спорткомплекса была лишь державшаяся на опорах крыша, — говорит начальник ФОКа «Юность» и начальник БК ОЗАА Леонид Шпилевский. — Меньше чем за год мы привели здание в порядок, и с тех пор комплекс стал лучшим игровым залом в городе. Скажу больше: до 1994 года зал ОЗАА был единственной игровой площадкой в стране с более или менее вместительными трибунами!


Сегодня трибуны — головная боль осиповичских болельщиков. Для заводского спорткомплекса, которым по замыслу архитекторов и должен был стать зал «Юность», 400 мест должно было хватить за глаза. Реалии же нынешнего баскетбольного бума под крышей жестяной коробки умещаться напрочь не желают. До матча еще больше двух часов, команды еще даже не покинули расположенной через дорогу гостиницы, а в зале уже появляются первые болельщики. «Иначе нельзя, — объясняет Леонид Казимирович. — Тем, кто придет хотя бы за час, сидячих мест уже не хватит. В субботу же комплекс оказывается не в состоянии обеспечить всех желающих и стоячими местами».


Аншлаг вполне объясним. Если в конце 90–х, когда местный клуб «Свислочь–Кровля» играл в высшей лиге футбольного чемпионата, зрительский интерес в какой–то мере распределялся между паркетной площадкой и зеленым газоном, то теперь альтернативы баскетболу в городе не осталось. «Мы о нашей команде и белорусском баскетболе знаем столько, что можем иных специалистов консультировать, — улыбается Тимур, с гордостью представляя свою «команду»: Юра, Олег, Вадим... Суммарно набирается «инициативная группа» почти на два десятка человек, которая в ожидании игры охотно делится размышлениями о настоящем и будущем любимого спорта. — Ни одной игры не пропускаем — даже на выездные матчи в Минск или Гродно ездим, хотя для этого приходится две ночи в поездах проводить. Но результат налицо: вслед за нами свои группы поддержки начали появляться и у других клубов. Но они пока дальше своего города не выбираются, болеют только «по команде», да и черлидерская группа, выступающая в перерывах, только у нас есть!»


От результатов выступления команды энтузиазм ее «группы поддержки», судя по всему, не зависит никоим образом. Более того, даже решением кадрового вопроса руководство клуба во многом обязано болельщикам: именно они, прочесывая просторы Интернета, нашли безработных сербов Ристича и Максимовича, уговорили их переехать в Осиповичи и помогли обжиться в незнакомом городе. Впрочем, идиллия может закончиться уже в конце этого сезона...


— Я ни разу не пожалел о том, что согласился приехать в Беларусь, — вспоминает Милош Ристич. — Здесь хорошая база, до прошлого сезона была неплохая команда. Если бы не зима — можно жить. Но я не скрываю, что ищу другие варианты: нет определенности, нет уверенности в будущем. С другой стороны, уровень баскетбола в Беларуси за эти годы тоже значительно вырос, да и в моей жизни появилась белорусская девушка. Так что многое будет зависеть от того, какая команда в следующем году соберется в Осиповичах.


С тезкой Ристича по фамилии Максимович ситуация еще более запутанная. «Мы часто разговариваем с Милошем, и он не раз признавался нам, что не прочь был бы даже перейти в белорусскую сборную, — гордо заявляет Тимур. — Вот только не зовет его никто почему–то...» «Я–то, может, и не против сборной, но уже заигран за сербскую «молодежку», — улыбается Максимович. — Правда, если и останусь в Беларуси, то постараюсь переехать из Осиповичей. Город уж больно маленький. Я ведь до этого в Белграде за «Црвену Звезду» играл, а масштабы там другие. Ведь хочется не просто играть, а выигрывать!» Что станет с ОЗАА, если по стопам разъехавшихся прошлым летом Кондрусевича, Чарикова, Подерачева и Скидана отправятся сербские легионеры, догадаться несложно. Новые «спасители» в Интернете могут и не отыскаться. Впрочем, по словам главного тренера команды Андрея Ольбрехта, туманным остается и будущее клуба.


— В городе — единственный завод, — рассуждает наставник, лишь два года назад сам повесивший на пресловутый гвоздь игровые кроссовки, но успевший неплохо освоиться в новом амплуа и создать вполне боеспособный коллектив. — Благодаря ему мы и держимся. Пока получается: рядом с опытными спортсменами начали раскрываться и молодые ребята, и с такими темпами в тройку мы точно должны попасть. Но в любой работе важна системность, а про будущий сезон нам вообще ничего не говорят. Оно, впрочем, и понятно: никто не может сказать, как будет развиваться экономическая ситуация в мире и как она отразится на нашем небольшом городе...


В последнем туре ОЗАА уступил дома «Минску–2006», но это никак не отразилось на царившей в зале атмосфере. Из спорткомплекса болельщики выходили вместе с игроками, по дороге в гостиницу «с колес» обсуждая перипетии матча. «То, что проиграли, — не страшно, — делятся впечатлениями фанаты. — Плей–офф впереди, а с «Минском» наши играть умеют. Увидите: если судьи не «помогут», будут в финале ОЗАА с «Виталюром» встречаться! А вот что дальше будет — не угадаешь. Если завод остановится, клуб просто перестанет существовать: найти других спонсоров в городе невозможно».


К слову, уже в следующем году спорткомплекс «Юность» может быть передан из заводского подчинения в городскую собственность. Решение, обсуждающееся уже не первый год и неизменно вызывающее недоверие в рядах баскетболистов. «Завод есть завод, — рассуждает Шпилевский. — Содержать и ремонтировать здание ему гораздо легче, чем городским властям. В Осиповичах есть еще 2 зала, и оба находятся в гораздо худшем состоянии: нет денег на ремонт». «Если зал передадут, то баскетбол в Осиповичах умрет, — безапелляционно заявляет на прощание Тимур. — Популярность–то в городе у спорта огромная. Ребята во дворах до поздней ночи играют, пока школа работала, из желающих очередь стояла. И детям хорошо, и нам за них волноваться не надо. Но старые тренеры поразъезжались, новых на такие зарплаты брать неоткуда, вот и получился из СДЮШОР «кружок по интересам». Кто–то приходит, кто–то играет, но о прежних достижениях можно забыть».


Обнаружившийся в судейской коллегии директор осиповичской СДЮШОР Сергей Пацкевич от такой характеристики работы своего заведения открестился: «Школа работает, зал до девяти вечера занят, а что до тренеров, то с ними сейчас везде проблема — привлекаем своих воспитанников». Опыт, безусловно, ценный. Тем более что в свое время осиповичская команда стала перевалочной базой для многих молодых игроков и специалистов, которые сегодня считаются лидерами белорусского баскетбола. Но работать вопреки обстоятельствам тоже можно лишь до определенного предела. «Одна надежда, что новый председатель федерации правильно оценит ситуацию и сможет как–то помочь, — рассуждает Андрей Ольбрехт. — Иначе клуб ОЗАА вполне может стать историей. А эта команда — больше чем спортивный клуб. Это — образ жизни, объединяющий не одну сотню людей. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы о ней наконец–то вспомнили».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter