Часы Петра I, юбка, спасшая жизнь, и при чем здесь Китай: чем примечательна небольшая деревенька в Славгородском районе

Здесь вы точно не потеряетесь!

Деревня Потеряевка Славгородского района небольшая — всего 34 человека, зато с интересной биографией. По преданию село, где в ту пору было три хаты, свое имя получило от Петра I. И большие зеленые часы из искусственной травы посреди Потеряевки установили недавно не просто так, а со смыслом. Впрочем, обо всем по порядку…


Кто-то теряет, кто-то находит

Легенд о том, отчего так названа деревня, несколько. Одни говорят, что Петр I обронил тут свои карманные часы на цепочке. Вернулся, поискал, не нашел, поехал дальше. А место в сердцах назвал Потеряевкой. По другой версии, в этих местах он посеял не только часы, но и шапку, лопату. Председатель Лопатичского сельсовета Сергей Антошкин, встречающий нас в Потеряевке, рассказывает:

— Часы те адъютант Петра I нашел за этим селом. По звуку «чик-чик». Потому соседнюю деревню окрестили Чиковкой. Это место, где они якобы были утеряны, — Потеряевкой. А то, что за ним, к Славгороду ближе, где лопата пропала, — Лопатичами.

Надежда АВДЕЕНКО показывает платье с дырами от пуль времен ВОВ

В каком именно году Петр I был столь рассеянным и сколько точно лет Потеряевке, ни здешние старожилы, ни историки не знают. Но одна из местных сельчанок, 81-летняя Валентина Костюкович, от предков слышала, что до революции тут сплошь хутора рассыпаны были:

— И наша семья на одном из таких жила. И только в 1939-м хуторян стали свозить, собирать в организованные деревни… Мы поселились в Потеряевке. Тут я выросла, свою судьбу встретила, осталась навсегда.

Табун коней и юбка, прошитая… пулями

На одной из тихих деревенских улочек замечаем новенький сруб. А возле него — машину и молодого мужчину с резиновой лодкой. Знакомимся. Иван Баценков. Вот уже 15 лет как москвич, но каждое лето приезжает сюда вместе с семьей:

— Моя бабушка здесь родилась и живет, я тут все детство провел. Места шикарные — рядом лес, река Реста, а в ней рыбы много: карп, щука. Моей жене и 18-летнему сыну тоже тут нравится. В этом году вот новую баньку поставил, а еще козу купил — пусть бабуля полезное молоко пьет.

Жительница деревни Нина Ивановна БАЦЕНКОВА

Нине Баценковой уже 89 лет, однако держит она не только козу Майку, но и кроликов, кур. И во дворе у нее идеальный порядок, и участок приусадебный не пустует: картошка, морковь, свекла, перцы, помидоры… Управляться по хозяйству Нине Ивановне помогает дочь Надежда Алексеевна. Ей 62 года, как вышла на пенсию, вернулась из города в родное село.

— Тут приволье, места красивейшие, воздух чистый, леса богатые на ягоды-грибы, — перечисляет преимущества сельской жизни Надежда Алексеевна. — Да и маме одной уже трудно, нужно, чтобы кто-то был рядом. К ней, спасибо за поддержку, соцработник ходит, но все-таки что может быть лучше любви и участия родных людей?! 

Нина Ивановна всю жизнь на ферме дояркой проработала. А отец ее (он до 85 лет дожил) Иван Ульянович был в свое время в хозяйстве главным конюхом.

— Табун в колхозе был знатный — больше 50 голов, — вспоминает Баценкова-старшая. — Так что папу мы дома почти не видели — почитай круглые сутки он на ферме, в полях находился. И в ночное ходил — так переживал за «подопечных». Своих лошадок даже на ВДНХ в Москву возил. 

По словам Баценковой, до войны в их селе человек 100 как минимум жило. И у каждой семьи было большое подсобное хозяйство, у каждой хозяйки в хате кросна стояли. Изо льна, который сами растили, сельчанки ткали рушники, скатерти, платья и юбки.

 Дочь Нины Ивановны достает из комода юбки, которым больше 70 лет:

— Видите, какими модельными были наши сельчанки. Талии тонкие, а «спадніцы» пышные, ткань плотная, полной даме такая не подойдет. Кстати, льняная юбка спасла жизнь моей двоюродной бабушке, маминой сестре. Осенью 1943-го это было. Немцы, отступая (а тут находилась партизанская зона), палили по лесной опушке, где попрятались местные жители. Деда Семена ранили в руку, а Ульяне пули прошили юбку, но ног не зацепили. Да вот они, те следы, мы их не зашивали. И «спадніцу» не выкинули — красивая, цветная. Опять же, память… 

Притяжение малой родины

Земляк Баценковой Владимир Сокол, родившийся в 1948 году, хорошо помнит, какой была Потеряевка послевоенная:

— Школу деревенские мужики сами организовали — сруб поставили. А еще был у нас клуб, куда по вечерам на танцы под гармонь молодежь бегала. Молодежи много было. И семьи большие — в каждой пять—семь детей. Мой батька и вовсе из многодетных: у него было десять братьев и сестер. Из-за такого количества детей нашу деревню даже прозвали «китайской».

Местный житель Владимир Сокол.

 За водой сельчанки с коромыслами ходили к кринице, которую их предки обустроили. 

— Да вот она, — ведет нас к чистому источнику Владимир Парфенович. — Несколько лет назад ее облагородили, поставили деревянный домик, положили настил. Хоть и есть в селе колодцы, но народ по старинке отсюда воду брать предпочитает.

Сокол сам из родного села после армии улетел. Признается, что помотало его по свету: и на Черном море жил, и на Крайнем Севере:

— Лет десять гулял, а потом домой потянуло. Устроился в Лопатичскую школу учителем физкультуры, там будущую жену встретил. 

И хотя Сокол уже пенсионер, на покой не собирается. Говорит, если есть дело по душе — в деревне не скучно. Он, к примеру, организовывает соревнования по мини-футболу, баскетболу, теннису. Не только среди детей, но и среди взрослых. А еще держит собственное хозяйство, у него пасека, куры, лошадка Вишенка.

К Бондареву на праздник 

Многодетных семей нынче в Потеряевке нет. Как, впрочем, и детей. 

— Из 34 жителей 18 — пенсионеры, — сверяется с данными председатель сельсовета Сергей Антошкин. — 15 человек трудоспособного возраста. И всего один ребенок. Впрочем, он тут только прописан, но не живет.

База экологического туризма «Маленькие Дивы». Федор Бондарев.

Тем не менее дети тут бывают. Они едут сюда вместе с родителями, бабушками и дедушками из Славгорода, Могилева. Все потому, что несколько лет назад вернулся на малую родину могилевчанин Федор Бондарев. Сегодня ему 37 лет, в 2011 году в краю, где прошло его детство, он открыл пилораму, а затем — цех по производству поддонов:

— Моя бабушка Валентина Федоровна в Потеряевке всю жизнь прожила, и мы с сестрой каждое лето тут обитали. До сих пор помню, как пасли коров — стадо было большое, голов 60, как бегали на реку купаться, как собирали дары леса. Меня всегда манила природа, я люблю животных, поэтому много лет работал кинологом в воинской части в Могилеве. А когда перебрался в село и стал предпринимателем, задумался о том, как объединить — не ради выгоды, а для души — то, что мне близко: природу, экологию, детей. Выкупил пустырь в Потеряевке, создал детский Центр логических игр.

Криница.

Вот уже четыре года Бондарев, у которого почти семь гектаров земли, организовывает тут всевозможные игры, квесты, праздники… Люди к нему потянулись. Но Федор Валерьевич на этом не остановился — открыл в селе еще и базу экологического туризма «Маленькія дзівы». Основные ее посетители — дети с первого по четвертый класс, но приезжают сюда с родителями и малыши, и подростки, и 18-летние ребята. Для них Бондарев предусмотрел не только развлечения в виде многоуровневого лабиринта и развивающих игр. Вместе с гостями он проводит викторины, мастер-классы на экологическую тему. К примеру, сортирует мусор, объясняя при этом, сколько разлагается в лесу оброненный кем-то пластиковый стаканчик и как то, что от него осталось, влияет на природу и на здоровье людей. В общем, учит жить в гармонии с природой. В Потеряевке она чудесная. Как и люди, ее населяющие... 

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter