Директор Екатерина Маскалевич болеет за музей душой.
Екатерина Маскалевич пришла в Ивьевский музей национальных культур в 2014 году. Выпускницу Белорусского государственного университета культуры и искусств направили сюда по распределению работать в должности научного сотрудника. Екатерина поначалу расстроилась, ведь девушка родом из Воложинского района мечтала остаться в столице. Но уже через полгода освоилась, молодого специалиста полюбили и коллеги, и посетители, работа стала приносить ей удовольствие.
Спустя два года после распределения Екатерина все‑таки уехала из Ивья в Минск. Но спустя время поняла, что не может работать ни в другом городе, ни в другом музее. И вернулась в Ивьевский музей национальных культур, причем уже в качестве его директора. Она лично прочувствовала, насколько необычно и притягательно это место, и теперь делает все, чтобы у посетителей этого музея возникало желание снова побывать в нем.
— Здесь вы не увидите стандартную экспозицию краеведческого музея. Каждый зал — отдельная «планета», — объясняет Екатерина и проводит в первый из них, посвященный истории коренного населения Ивьевщины. — Он рассказывает о древнейших поселениях на Ивьевской земле, развитии христианства, быте, традиционной культуре и праздниках местного населения.
Новый экспозиционный зал «Белорусские евреи» удивит посетителей необычной стилистикой.
Особенно привлекает внимание расписная батлейка — точная копия Еленского вертепа XVIII века. Ее персонажи и сегодня радуют посетителей музея искрометным юмором и житейской мудростью.
Проходим в следующий зал «Белорусские татары». Колоритный, яркий, аппетитный… В центре — миниатюрная копия Ивьевской мечети, которая не прекращала свою деятельность с момента открытия в 1884 году. В этом же зале можно увидеть подсвечники, окошко и шпиль с минарета мечети 1920‑х годов. На столе — муляжи национальных татарских блюд. Под стеклом — оригиналы старинных книг, написанных на белорусском языке арабской графикой. На стене — мугиры — выдержки из Корана, вышитые и нарисованные ивьевчанкой Эмилией Шабанович, а также фотографии местных татар разных лет.
— Эта стена особенно интересует жителей Ивья, — поясняет Екатерина Маскалевич. — Они узнают на снимках своих родственников, соседей, знакомых. Местные татары любят приходить сюда, приводят своих друзей и близких. Называют этот зал «наша комната».
За ним следует новый зал «Белорусские евреи». Экспозиция пока закрыта для широкой аудитории. Ее официальная презентация состоится в сентябре, когда будет отмечаться 75‑летие Гродненской области. Но Екатерина приоткрывает завесу тайны для наших читателей, приглашая меня с фотоаппаратом в зал.
— Это будет совершенно свежий и оригинальный формат экспозиции, — с гордостью рассказывает директор музея.
И правда — глаза разбегаются от интересных объектов, расположенных в небольшом, но уютном зале. Вот бима (возвышение с кафедрой), с которой раввин, словно живой, «читает» Тору. Ощущение реальности происходящего придают миниатюрные еврейские домики, в окна которых можно даже заглянуть. В одном из них женщина готовится к шаббату, в другом размещается цирюльня. Между ними — реалистично изображенная на стене улица Бернардинская начала ХХ века. Под потолком висит огромная светящаяся Звезда Давида, а под ней размещается тумба с фотографиями синагог, которые существовали в разное время в Гродненской области. А ведь я еще не заглядывала под стекло витрин! Свадебный перстень, ханукальная менора, защитный амулет хамса, фрагмент тротуарной плитки со Звездой Давида, указка для чтения Торы…
— Это все аутентичные предметы. Как и светильник нер‑тамид конца XVIII века из Слонимской синагоги, и часть надмогильной плиты с Ивьевского еврейского кладбища, которое, к сожалению, не сохранилось… Какие‑то экспонаты покупались у коллекционеров, что‑то привозили земляки из‑за границы или приносили местные жители, — объясняет директор. — Всего музейный фонд насчитывает более 3,5 тысячи единиц.
Любопытные экспонаты находятся в зале, посвященном Второй мировой войне. Здесь, например, можно увидеть предметы из Ивьевского гетто — повязку со Звездой Давида, кружку, женские часы… Военная тема специально вынесена в отдельный выставочный зал — эта трагедия объединяет представителей всех народов, поживающих в регионе.
Увидеть уникальные экспонаты и услышать любопытные истории в Ивьевский музей национальных культур приезжают не только из разных регионов Беларуси. Много гостей из Израиля, России, Германии, Польши, стран Балтии, были экскурсанты из Китая, Франции, Канады, Австрии, Австралии, Финляндии… В прошлом году музей посетило около 7 тысяч человек.
— Есть у людей предубеждения, что в музее скучно, неинтересно. Но от нас все уходят с положительными эмоциями, — подтверждает Екатерина. — Особенно помогают заинтересовать посетителей нестандартные формы работы. Проводим интерактивные экскурсии, когда дети не просто слушают, но и участвуют в процессе.
Например, в зале «Белорусские татары» маленьким посетителям предлагают примерить шапки Витовта, Тохтамыша, Тимура, чтобы дети лучше усвоили историю появления татар на наших землях. Есть квесты, интеллектуальные игры, краеведческое лото…
— Хочется видеть больше молодежи в стенах музея, — говорит Екатерина Маскалевич. — И мы знаем, как с ней работать. Юным и маленьким посетителям нравится, когда им рады, когда их слушают и предлагают понятные для них формы работы, а не отпугивают уже на входе в музей табличками «не фотографировать», «не бегать» и так далее. У посетителей с детства должно складываться положительное впечатление о музее. На мой взгляд, если малышу комфортно, пусть он побегает по залу или полежит на полу. Ничего не случится — экспонаты под стеклом. А ребенок привыкнет и в будущем не будет думать, что музей — закрытый консервативный объект.
В ТЕМУ
В многонациональном Ивье есть не только музей национальных культур, но и уникальный памятник с четырьмя стелами, которые символизируют православие, католицизм, ислам и иудаизм. В городе работают костел, церковь, мечеть, но, увы, ни одной действующей синагоги, хотя до войны их было три.