Здесь убивали людей

Теплым солнечным утром минувшего воскресенья на месте бывшего еврейского кладбища у камней Памяти на улице Сухой в Минске прошел траурный митинг в память о депортированных в Минск и убитых в гетто австрийских евреях...

Теплым солнечным утром минувшего воскресенья на месте бывшего еврейского кладбища у камней Памяти на улице Сухой в Минске прошел траурный митинг в память о депортированных в Минск и убитых в гетто австрийских евреях.


Отто Дойч родился в Вене до Второй мировой войны. С приходом "нового порядка" его, шестнадцатилетнего подростка, с детским транспортом отправили в Англию - так спасали жизни еврейских детей в Европе, пока нацисты еще позволяли евреям уезжать. Сестре Отто исполнилось 17, и она уже не считалась ребенком... Но и сестра, и родители Отто тоже уехали. Только дорога их пролегла совсем в другом направлении - на восток, в устроенный гитлеровцами на белорусской земле лагерь смерти Тростенец, где и оборвалась. Вместе с жизнью. Отто до сих пор помнит каждое мгновение расставания. Нацисты не позволяли людям плакать, и мать все время отворачивалась, чтобы скрыть нестерпимые слезы. Уже из вагона она крикнула сыну: "Веди себя хорошо, мы вернемся!"


Было это 24 мая 1942 года. Сейчас Отто Дойч приехал к ним сам, чтобы отдать дань памяти своим родным, а также еще 10 тысячам австрийских граждан, жертвам Холокоста на оккупированной территории Белоруссии. И Отто Дойч, и другие члены австрийской делегации привезли мемориальные таблички с именами своих родных, уничтоженных нацистами в лагере смерти Тростенец. Инициатором поездки уже во второй раз стала общественная деятельница из Австрии Валтрауд Бартон, члены семьи которой тоже завершили свой скорбный путь в бараках тростенецкого лагеря. Принимали делегацию Минский международный образовательный центр имени Йоханнеса Рау, Историческая мастерская и минская еврейская община. Г-жа Бартон выразила признательность за приглашение и сердечное гостеприимство.


...У камней Памяти звучала тихая, щемящая музыка, собравшиеся вспоминали погибших, вместе молились раввин, православный священник и лютеранский пастор. "Поверьте, они слышат наши слова, они слышат наше дыхание", - сказал об ушедших председатель Союза белорусских еврейских объединений и общин Леонид Левин. И добавил: "И я рад, что мы среди солнца, среди жизни..."

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter