Здесь птицы не поют

Это настоящая битва красок. Глянешь на окрестности Россонского филиала Обольского керамического завода — от вида на примыкающий к нему лес захватывает дух. Но стоит взору упасть на территорию предприятия, густой зеленый цвет резко меняется на красно-оранжевый. Вот это контраст! Модернисту впору хвататься за кисти. Или все же — сюрреалисту? Дело в том, что здесь под открытым небом лежит 4,5 миллиона кирпичей. Полугодовой запас, который никак не удается распродать...

Это настоящая битва красок. Глянешь на окрестности Россонского филиала Обольского керамического завода — от вида на примыкающий к нему лес захватывает дух. Но стоит взору упасть на территорию предприятия, густой зеленый цвет резко меняется на красно-оранжевый. Вот это контраст! Модернисту впору хвататься за кисти. Или все же — сюрреалисту? Дело в том, что здесь под открытым небом лежит 4,5 миллиона кирпичей. Полугодовой запас, который никак не удается распродать...


Продукцию предприятие не выпускает с лета прошлого года. Часть коллектива, насчитывающего 120 человек, ремонтирует фермы или собирает камни на полях здешних колхозов. Некоторые, чтобы заработать, брали отпуск и отправлялись за грибами и ягодами, которые затем сдавали заготовителям. Есть ли выход из этой ненормальной  ситуации?


Завод, появившийся в 1996 году, изначально принадлежал концерну «Белнефтехим». Десять лет назад его уже останавливали, увольняя рабочих. После передачи в собственность Витебскому облисполкому предприятие снова начало работать. В 2006–м оно стало филиалом Обольского керамического завода. К нему подвели природный газ, и на волне строительного бума в России, казалось, открылось второе дыхание...


— В 2007 — 2008 годах кирпич отгружали едва ли не из печи, — вспоминает директор Россонского филиала ОКЗ Геннадий Миранович. — Когда же разразился кризис, поставки в Россию, куда уходило две трети всей продукции кирпичных заводов Витебщины, резко упали. Из–за этого у нас скопились большие остатки кирпича.


С экспортом тоже не все обстояло гладко. По железной дороге к заводу не подъедешь — ее нет. А возить кирпич в Москву на автомобиле невыгодно: доставка обойдется в такую же сумму, как и стройматериалы.


В июне в Россонах прошло выездное заседание Витебского облисполкома, после которого появилось решение: «запустить» завод 1 сентября. Я приехал туда 23–го, но цех готовой продукции встретил меня гнетущей тишиной.


— Когда на смене человек 20 трудятся, здесь, конечно, веселее, — не теряет бодрости духа начальник производственного цеха Виктор Иуто. — Сейчас мы ремонтируем оборудование. Во время простоя премиальных и других надбавок не получаем. Лично я теряю около трети зарплаты. В лучшие времена люди до миллиона рублей имели, а сейчас от 300 до 600 тысяч.


По словам директора, за время простоя никого не уволили. Администрация предприятия сама подыскивает людям работу. Кто–то занимается сортировкой продукции. Кто–то превращает растрескавшиеся кирпичи в крошку, использующуюся в ландшафтном дизайне. Кто–то помогает подшефному СПК. А кто–то трудится на благоустройстве Россон. В райцентре очень востребованна тротуарная плитка, выпуск которой освоили на заводе нынешней весной.


— Вообще–то я оператор пресса, но меня перевели на плитку, когда основное производство остановилось, — объяснил Александр Рабчинский, лихо распределявший раствор по формам. — Свой миллион я здесь получаю, но, если честно, хотелось, чтобы цех заработал. Плиткой занимаются всего 5 человек, а ведь у остальных тоже семьи, дети...


В Россонах я встретил заместителя директора Обольского керамического завода Валентину Аксенову, которая приехала в филиал, чтобы обсудить нюансы запуска основного производства.


— Распоряжение облисполкома мы, конечно, выполним. Но если не найти рынки сбыта за пределами страны, не подвести сюда железную дорогу и не начать внедрять энергосберегающие технологии, перспективы у Россонского филиала печальные, — считает Валентина Андреевна. — Чтобы заняться техническим перевооружением, нужны деньги. А где их взять, если продукция не продается?


После выездного заседания облисполкома залежи кирпича уменьшились почти на 2 миллиона штук. И все... Впрок, тем более накануне зимы, стройматериалы никому не нужны. Хоть и продают их по цене 2008 года.


— Наши цены не выше, чем на других заводах, а качество перезимовавших кирпичей подтверждено НИИ стройматериалов, — уверяет директор Россонского филиала ОКЗ.


Не исключено, что завод в конце концов перепрофилируют. Чем он займется, пока непонятно. Но ясно одно: потеря одного из немногих крупных предприятий для 4–тысячных Россон будет весьма болезненной...


Комментарий


Владимир Белоус, председатель комитета по архитектуре и строительству Витебского облисполкома:


— Максимально используя на стройках области продукцию Россонского завода, его склады мы разгрузим. На следующей неделе заработает основной цех, чтобы выпускать другой, более востребованный сорт кирпича. В перспективе там должна появиться железная дорога. Рынок области перенасыщен стройматериалами. Поэтому, чтобы не зависеть от российских потребителей, в Россонах логично расширить производство тротуарной плитки и заняться дальнейшим перепрофилированием предприятия. Закрывать его не планируется.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter