“Здесь пел Мицкевич вдохновленный...”

Один из древнейших городов белорусской земли — Новогрудок — можно с полным правом назвать туристической меккой Беларуси. Сюда ежегодно стекаются десятки тысяч туристов из разных стран мира. С начала своей истории Новогрудок был столицей королевства Литовии, культурным центром белорусских земель. Здесь в 1253 году короновался Миндовг, здесь, в Фарном костеле, в 1422 году проходило венчание 76-летнего венценосца Ягайлы с 17-летней Софьей Гольшанской. Новогрудок уникален еще и тем, что его представители есть в сонме святых трех мировых религий — православия, католичества и мусульманства. И именно этот древний город, где Борисоглебская церковь, Фарный костел, древняя мусульманская мечеть спокойно и приязненно “взирают” друг на друга, а уважение к религиозным и национальным традициям разных народов стало основополагающим принципом жизни, подарил миру поэта, в бронзе и камне во многих странах далеко за пределами Беларуси — Адама Мицкевича.

Дом, где автор “Гражины” и “Пана Тадеуша” провел свои детские годы, откуда он отправился учиться в Виленский университет и куда в 1821 году вернулся в последний раз, после смерти матери, не сохранился. Музей Мицкевича сегодня располагается в здании, восстановленном на фундаменте родового дома поэта.
Большую часть жизни провел поэт вдали от родной Новогрудчины — высылка стала следствием его участия в обществе филоматов. Жизненный путь Мицкевича — путешествия, переезды: Москва и Санкт-Петербург, Крым, Германия, Франция, Италия, Швейцария и, наконец, Турция, где поэт и умер. III.jpg
Есть такие строки в “Евгении Онегине”:
Здесь пел Мицкевич
вдохновленный
И посреди прибрежных скал
Свою Литву воспоминал.
— О знакомстве Пушкина с Мицкевичем сохранился литературный анекдот, — рассказывает директор дома-музея Адама Мицкевича Николай Гайба. — Поэты встретились на узкой подмосковной тропинке. “Уйди, двойка, туз идет!” — в шутку воскликнул Пушкин. “Козырная двойка туз побъет”, — не растерялся Мицкевич. С тех пор Пушкин и Мицкевич были дружны. И когда однажды у Пушкина спросили, с кем из известных европейских поэтов он знаком лично, Александр Сергеевич ответил: “С Мицкевичем. Этого — достаточно!”. В свой петербургский период Адам Мицкевич часто посещал литературные салоны высшего света северной столицы, где снискал славу непревзойденного импровизатора. Однажды в салоне Зинаиды Воронцовой Мицкевич продекламировал только что сочиненную им эпиграмму на французском. Пушкин обнял Мицкевича и воскликнул: “Какой талант! Какой священный огонь!”.
Жизнь сталкивала Мицкевича со множеством великих людей XIX века. Поэт был близко знаком с Гете и даже присутствовал на его 80-летнем юбилее. В Берлине слушал лекции Гегеля, был знаком с Жуковским. Дружил с Томашем Заном, Игнатом Домейко (в дальнейшем ставшим национальным героем Чили).
— Настоящее искусство всегда обладает ярко выраженным национальным колоритом, и при этом уважительно относится к культуре других народов, — убежден Николай Гайба. — Мицкевич — основатель литературного направления романтизма в польской литературе, точно так же, как Пушкин — в русской. Но только польским или только белорусским поэтом Адама Мицкевича назвать нельзя. Так же, как нельзя сказать, что Пушкин принадлежит только русской литературе. Есть люди, способные подняться на общечеловеческий уровень в осмыслении исторических событий и человеческой души. Их творчество близко и понятно людям любой страны мира. Именно поэтому произведения Адама Мицкевича переведены сегодня на все европейские и ряд азиатских языков — общим числом 25, включая эсперанто, иврит и китайский. Поэтому ежегодно в музее Мицкевича в Новогрудке бывает более 17 тысяч туристов, белорусских и зарубежных. В нынешнем году, например, нашу экспозицию посетили студенты из Китая, итальянская и французская туристические группы.
Родная земля неизменно вдохновляла великого поэта и была “главной героиней” его баллад. Здесь, на улицах Новогрудка, Мицкевич встретил свою первую любовь — Ясю. И работу над одним из ранних своих произведений — стихотворением “Люблю” — поэт начал под впечатлением этой влюбленности. Но когда произведение было завершено, доработано, обрело филигранную форму, сердце Мицкевича уже покорила другая: в его жизни появилась Марыля Верещака, и стихотворение “Люблю” поэт решил посвятить ей.
— Чувства вспыхнули при весьма романтических обстоятельствах, — рассказывает Николай Гайба. — Будучи приглашенным в дом ее родителей, Мицкевич случайно увидел воздушное легкое платье, наброшенное на спинку дивана. И влюбился в сотканный воображением образ, еще не видя хозяйки платья. Любовь блестящего молодого таланта к Марыле не привела к счастливому финалу — свадьбе. Чувства поэта льстили самолюбию красавицы, но замуж она вышла по расчету.
Минувший год — год 150-летия со дня смерти поэта, стал для музея юбилейным: исполнилось 50 лет со дня его открытия после Великой Отечественной войны. Вообще-то дом-музей Мицкевича пытались создать в Новогрудке еще в 1920-м. Железный Феликс — Дзержинский — был большим поклонником творчества Мицкевича. Он и предложил местной власти организовать музей поэта на его родине. Однако идее не суждено было воплотиться: через две недели Западная Беларусь оказалась “под Польшей”. В 1938-м дом-музей был открыт. А в 1939-м Беларусь воссоединяется, и Совет Министров БССР берет музей под опеку. Посещали музей практически все наши выдающиеся писатели и поэты ушедшего века. Отправились в Новогрудок, “к Мицкевичу”, Янка Купала и Михась Лыньков, вспоминает жена Лынькова (ее воспоминания хранятся в музее Мицкевича в Новогрудке). А дело было весной, и машина по пути застряла в грязи, пришлось выталкивать.
— Как тяжело нам идти к Мицкевичу! — заметил Янка Купала.
К слову, Купалу литературоведы называют прямым наследником литературных традиций Мицкевича.
— Можно провести параллель между Мицкевичем и еще одним “волатам” нашей литературы XX века — Якубом Коласом, — рассказывает Николай Гайба. — Прежде всего настоящее имя гения литературы, известного миру как Якуб Колас, — Константин Мицкевич. Родственником основателю романтизма в польской литературе дядька Якуб Колас не был. Но все же они носили одну фамилию... “Пан Тадеуш” — это энциклопедия жизни белорусской шляхты начала XIX века. А Якуб Колас спустя 80 лет создает энциклопедию жизни белорусского крестьянства — свою знаменитую “Новую зямлю”. Прямых последователей литературных традиций Мицкевича можно “встретить” и во многих национальных литературах Восточной Европы. Например, таковым называют литературоведы украинского классика Максима Рыльского. А в целом, мне кажется, любой хороший поэт современности — наследник великих поэтов прошлого: Пушкина, Гете, Мицкевича...
Сегодня практически все известные люди нашей страны — деятели культуры, искусства, видные политики — не обходят уникальный музей вниманием. Посещал дом-музей Мицкевича Президент Беларуси. Одним из первых в нашей стране коллектив музея был удостоен премии за достижения в нравственно-эстетическом воспитании белорусского народа и пропаганду духовных ценностей.
Есть в Новогрудке Курган Мицкевича, который местные жители называют Курганом Бессмертия. Его насыпали вручную семь лет — с 1924 по 1931 год. Идея не была “спущена сверху”, а шла снизу, от народа. Это единственный в нашей стране курган в память о конкретной личности. А в 1992 году появился в Новогрудке и памятник великому земляку, прославившему родную землю на весь мир.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter